Персонаж Ильза (Ilsa) был создан парой сценаристов Йоном Ройстоном (Jonah Royston) и Джоном С. Сэкстоном (John C.W. Saxton), неизменно исполняемый актрисой Дайанной Торн (Dyanne Thorne). Вообще, основа на самом деле имеет реально существующую личность — Ильзу Кох (Ilse Koch) жену коменданта концлагерей Бухенвальд и Майданек, названную «Бухенвальдской ведьмой» в силу страшных пыток над людьми.
Первый дебют на экране злодейки произошёл в 1975-ом году в фильме «Ильза – волчица СС» («Ilsa: She Wolf of the SS»), стыкующий в себе три тематики кино-эксплуатации: «sexexploitation» (много секса и обнажёнки), «nazisploitation» (антураж военных лагерей, вездесущей свастики, нацисткой формы…) и «women in prison» (где затрагивается тема женщин за решёткой). Для грайндхаус-показов работа стала хитом своего поджанра, что породило три продолжения, примерно схожих по фабуле, но с малыми новшествами и обыгрыванием основных идей.
Вообще Ильза, как сугубо персонаж «страшного» кинематографа, очень любопытен во многих нюансах, о которых мы сейчас и попытаемся разобраться далее в тексте, оставив прочь, что он принёс для эротики и образа «силиконовых» красавиц, исполняющих главные партии в постановках. Во-первых, она садист-маньяк, которого хлебом не корми, но дай всё время пытать несчастных экранных жертв, однако, существуя в рамках эксплуатации, неизменно из части в часть держащийся рамок «sexexploitation», пред нами образец типичного эротического фетиша, постоянно связанного с некой властной женщиной, облачённой в военную (не всегда достоверную) форму: чёрную СС, пустынную, джунглей Южной Америки, и даже советскую с красными звёздами, с характерной для мужских журналов (а актриса именно и снималась в них) фигурой подчёркнутого пышного бюста, которая действует во всевозможных кроваво-пыточных сценах, играя на контрасте некой дамской красоты и творящихся ужасов. Этот созданный гротескный типаж стал легкоузнаваемым, на него нередко ссылаются даже сейчас, и попросту
копируют в уйме фильмах, вышедших позже первой истории с Ильзой. Во-вторых, сюжетная связь персонажа меж собой из эпизода в эпизод абсолютно условна, то есть, героиня может схлопотать пулю в лоб или быть съеденной коллективом психов-каннибалов, а в новой серии предстать живой и никак не заострять внимание на прошлой кончине. К тому же она существует в такой франшизе, которая идейно не предполагает связанный рассказ о её судьбе, ведь в каждом выпуске Ильза – самостоятельный человек, проходящий собственный отдельный жизненный путь: оригинал показывал майора СС – комендантшу концентрационного лагеря, далее была хранительница гарема нефтяного шейха, после тюремщица из клиники, и под конец русская, руководящая ГУЛАГ-ом. Однако менялся мундир, цвет волос, акцент с немецкого на славянский (правда ей это не слишком удавалось), национальность, фон, и даже имя, но характер прописывался идентичным, рассчитанным на выбранное направление грайндхауса: всегда злодейка выставлялась в центр истории, оттеняя гораздо большим хронометражём и пристальным вниманием к себе других заведомо положительных персонажей, уходящих на второй план, при обязательной садисткой тяге упиваться чужими пытками, нередко
ориентированными на разные сексуальные извращения. Этому родству помогала и бессменная исполнительница Торн, абсурдистской манерой игры усугубляющая сквозящую наивность в сценарии, когда происходящие прописанные жуткие сцены невольно снижали эффект воздействия на зрителя за счёт, по меньшей мере, забавных, а по большей – неестественных кривляний, не настраивающих на достоверный лад. Персонаж был уж очень «эксплуатационный», если так можно выразиться ради определения его нереальной трэшевости. Помимо этого, так уж вышло, что при всей своей холодности, суровости, отрицательности с маньячными штучками, а Ильза нередко таяла на глазах, показывая противоположную неожиданную мягкость и слабость, оставаясь наедине с полюбившимся мужчиной, которые пользовались этим, чтоб совладать с очеловеченным эпицентром зла всей картины, ну и подвести задел к обязательной финальной развязке-наказании всех негодяев от рук недобитых жертв. Ильза – злодейка, конечно, прямо злющая-злющая, но ничто женское ей не чуждо, что так же забавно наблюдать на экране.
И из подобных перечисленных составляющих, создающих легкоузнаваемого женского антагониста своей эпохи грайндхауса, сложно не отнести рассматриваемого персонажа к знаковым маньячкам уже в целом всего «страшного» кинематографа, пускай, чья злодейская слава наличествовала в 70-е, и поколение Пепси с MTV понятия не имеет, что это за тётя с фуражкой на голове, которой дай попытать кого на досуге.
Фильмография персонажа:
Ильза – волчица СС (1975) Ilsa: She Wolf of the SS
Ильза – хранительница гарема нефтяного шейха (1976) Ilsa, Harem Keeper of the Oil Sheiks
Ильза – свирепая тюремщица (1976) Greta — Haus ohne Manner / Ilsa, the Wicked Warden
Да, зацепила тебя эта дамочка:)) А статья очень интересная получилась. 🙂 Спасибо.
Пожалуйста. Ну так целых четыре фильма с ней смотрел 🙂
Отличный материал, Рома! Эта брутальная женщина категорически требовала персональной статьи! 🙂
Ага – напрашивалась 🙂
Очень известный персонаж, но как-то мимо меня прошёл. У меня никогда не было особого интереса к эксплуатационным фильмам о нацизме. Но хотя бы что-то посмотреть давно хотел.
Ну там тема фашизма только в первой части, а в остальных её нет. В четвёртой серии Ильза вовсе русская 🙂
уже качаю!!заинтересовала!!