Эксклюзивный отзыв на мистический хоррор «Льорона» (La llorona, Мексика, 1933) только для сайта КЛУБ-КРИК.
Легенда о Льороне, Плачущей Ведьме – одна из самых популярных в мексиканском фольклоре. Она существует в бесчисленном множестве вариантов, восходящих как к мезоамериканским, так и европейским источникам. В ней видятся отражения кельтских баньши, мифа о Медее, японских оборотней и еще великого множества похожих персонажей из преданий самых разных стран и народов. Но, пожалуй, нигде, кроме Мексики, миф этот не занял столь видное место, превратившись в один из символов национальной культуры, став основой множества художественных, литературных и музыкальных произведений. Образ Льороны часто появляется в церемониях Дня Мертвых, который является важнейшим праздником для мексиканцев. Он занял видное место в специфическом мексиканском культе Санта Муэрте, хоть и отрицаемом католической церковью, но очень распространенном в народной среде.
Словом, неудивительно, что одним из первых звуковых фильмов, снятых в Мексике стала картина, просто и незамысловато названная «Льорона». Потом будет снято еще множество интерпретаций этого мифа, поставлен не один спектакль, написано множество песен. Но картина Рамона Пеона, при всей своей незамысловатости и наивности, была первой, а потому, вольно или невольно, именно она задала тон не только всем остальным экранизациям древнего мифа, но и мексиканскому хоррор-кинематографу вообще. Как изумительная песня «La Llorona» обязательно входит в репертуар любой мексиканской певицы, даже если она поет в метал-группе, так и одноименный фильм словно камертоном задает ритм любой последующей ленте, снятой в этой стране.
Вариант, предложенный публике в 1933-м году, несколько расходится с наиболее часто встречающейся в источниках легенде о Льороне – несчастной убийце своих детей, обреченной вечно скитаться в их поисках в виде призрака. Создатели экранизации мифа избрали первоисточником другую версию (а может, и создали ее сами) – об ацтекской принцессе, плененной конкистадорами. Завоеватели отобрали у наследницы древнего царственного рода маленького сына, чтобы воспитать его в христианской вере. В отчаянии от происходящего, индианка вонзает себе в грудь ритуальный обсидиановый нож и проклинает своих врагов.
Спустя годы она воплощается в красавице, которая убивает собственного сына из несчастной любви, а еще столетия спустя, ее целью становится юный Хуанито – наследник проклятого рода Акунья, основатель которого когда-то отнял у принцессы ее дитя. Теперь пришло время мести. Тем более, что тот самый нож из черного камня продолжает храниться в роду заклятых врагов Плачущей Ведьмы.
Для своего времени картина имеет весьма сложную структуру, погружая зрителя в сюжет постепенными ретроспекциями. Фильм начинается в современную для его создателей эпоху, когда заинтересовавшись странной смертью прохожего, случившейся возле его дома, доктор Рикардо де Акунья принимается копаться в семейных архивах. Затем действие постепенно погружается все глубже и глубже в историю и мифологию, чтобы вернуться в день сегодняшний вместе с кульминацией. Такой подход значительно снижает зрелищность, не говоря уже о саспенсе: своим американским современникам («Дракуле» с «Франкенштейном») мексиканская лента в этом компоненте безнадежно проигрывает. Зато ее авторы вскрывают (доступными им средствами, конечно) глубинные корни мифа, докапываются до его основы и пытаются протянуть нить истории от ацтекского прошлого в свое настоящее, не растеряв при этом поэтику и образность народного языка.
Насколько все это удалось Рамону Пеону сегодня сказать сложно – все-таки для этого, наверное, надо быть мексиканцем. В зрелищности и динамике, как уже говорилось, американским хоррорам того времени, «Льорона» проигрывает. Актерская игра, позаимствовавшая из немого кино чрезмерно выраженную жестикуляцию и аффектацию, тоже не способствует восторженному восприятию. Да и со звуком, такое впечатление, режиссер не знал, что делать – он ему, похоже, только мешал. Но Пеон стремился снять народное, мексиканское кино без оглядки на мировые авторитеты. И это у него получилось. Легенда о Льороне, получив воплощение на экране, оказалась весьма киногеничной и дальнейший поток ее экранизаций было уже не остановить.
Добавить комментарий