Эксклюзивный отзыв на историческую драму «Гостанца из Либбиано» (Gostanza da Libbiano, Италия, 2000) только для сайта КЛУБ-КРИК.
Из нашего сегодняшнего далека инквизиция воспринимается однозначно: как производное человеческого невежества, Темных Веков, страшное орудие борьбы с инакомыслием, уродливый механизм защиты авторитета Церкви и прочая и прочая и прочая. А среднестатистический обыватель вообще вспомнит о Святом Ведомстве, разве что рассматривая орудия пыток на ярмарочной выставке или в музее восковых фигур. А между тем, явление это было куда более сложным и современниками воспринималось совсем иначе, чем нами. Ведь для подавляющего большинства живших в Средневековье и в эпоху Возрождения людей существование ведьм, колдунов и покровительствующего им Дьявола было очевидно. Они нуждались в защите и, соответственно, в институте, который боролся бы с этими враждебными людям силами. И Инквизиция таким институтом являлась.
Религиозно-историческая драма Паоло Бенвенути «Гостанца из Либбиано» как раз и пытается взглянуть на борьбу Инквизиции с дьявольским искушением изнутри, взглядом человека XVI века, отчаянно пытающегося устоять перед усиливающимся влиянием Врага рода человеческого на современное ему общество. История тосканской знахарки Гостанцы из Либбиано, обвиненной в сношениях с Дьяволом и колдовстве, хорошо известна по сохранившимся в архивах протоколам допросов. И она стала прекрасной иллюстрацией к картинам, рожденным этим взглядом.
При этом от себя Бенвенути ничего придумывать не стал. Содержание ленты целиком и полностью соответствует архивным документам: все сцены фильма являются своеобразными инсценировками допросов, диалоги полностью соответствуют реальным репликам следователей и обвиняемой. Никакой иной драматургии картина не предусматривала. Но и того, что есть, хватило актерам и режиссеру, чтобы перед зрителем раскрылся мир средневекового религиозного сознания, с демонами которого отчаянно боролась (и безнадежно проигрывала) Инквизиция.
Визуальное решение фильма недвусмысленно отправляет зрителя во времена немецкого экспрессионизма. Черно-белые кадры, в которых, кажется, вообще нет оттенков серого: между светом и тьмой проходит четкая линия терминатора, не дающего теней. Лица персонажей разделены этой линией строго пополам, и лишь иногда, в особо важные моменты, подчеркнуто целиком выходят на свет или, наоборот, скрываются во мраке. Это строгое разделение черного и белого заставляет выглядеть угловато даже барочные витражи. Такое впечатление, что в кадре у Бенвенути вообще не существует округлых очертаний, как нет никаких других цветов, кроме ослепительно белого и абсолютно черного. И демонической Лючии Поли, сыгравшей в «Гостанце из Либбиано» главную роль в своей жизни, в центре кадра.
Подобная атмосфера заставляет поверить в признание ведьмы, подробнейшим образом рассказывающей об Адском дворце и инфернальных церемониях, расписывающей иерархию преисподней и не стесняющейся подробностей сексуальных оргий. Нет, где-то в сознании сидит образ страдающей на дыбе Гостанцы, но куда ярче перед глазами всплывает ее прячущееся во мраке лицо с пылающими дьявольским огнем глазами, когда она рассказывает застывшим от ужаса инквизиторам подробности своих сношений с Сатаной. Не остается ничего другого, кроме как поверить: пусть не наяву, не в реальности, но в визионерских видениях женщина всему этому была свидетелем, а может быть и участником. Для средневековой женщины в этих «сношениях» тоже ведь был способ добиться хотя бы видимости личной свободы. Той свободы, которой явно обладает Гостанца, и которой наслаждается, несмотря на ужасы тюрьмы Инквизиции.
Конечно, современный разум упорно настаивает на том, что признание Гостанцы было ложным, что оно было вырвано у нее под пытками. И даже в самой Церкви конца XVI века оставалось немного тех, кто верил в реальное существование Дьявола. Инквизиция уже стремительно теряла свои позиции и доживала последние годы. Так что история со знахаркой из Тосканы завершилась вполне благополучно: после церковного покаяния ее отпустили с миром. Впрочем, это уже осталось за кадром картины Бенвенути. В конце концов, Гостанца, несмотря на свое ведьмовское визионерство, осталась в лоне Церкви и покаялась перед Богом. А значит, Сатана потерпел поражение. Другое дело, что ждать реванша ему оставалось недолго.
Конечно, принимать фильм Паоло Бенвенути как католический манифест и призыв к борьбе с Темными силами не стоит. Прежде всего он – художественная реконструкция, попытка ментального анализа исторического документа, исследование средневековой психологии. Экстраполировать свои выводы на современность режиссер едва ли собирался. Но яркая образность «Гостанцы из Либбианы» и ее гипнотизирующая экспрессия способны убедить в реальности демонов любого. Главное при этом, не начать бороться с чертями подручными методами…
Добавить комментарий