Эксклюзивный отзыв на фантастический триллер «Смертельный звук» (El sonido de la muerte, Испания, 1966) только для сайта КЛУБ-КРИК.
Невидимые монстры появились на киноэкранах задолго до американского «Хищника», которого эффектно разделывал на составные части Железный Арни. «Невидимые захватчики» высаживались из космоса на Землю еще в конце 50-х годов. Но, пожалуй, самый близкий к суровому «Предатору» прототип бродил по горам Греции в испанском фильме «Смертельный звук». Причем, даже его визуальное воплощение, изредка появляющееся в отраженном солнечном свете, чем-то напоминало вышедшее из рук голливудских мастеров спецэффектов инопланетное чудовище. А если вспомнить, что возможности по созданию злыдней в 1966-м году несколько отличались от тех, что имелись в распоряжении американцев двадцать лет спустя, то поневоле проникаешься уважением к тем, кто задумал и реализовал этот проект. Каким бы наивным он не выглядел в итоге.
Правда, монстры монстрами, а историю тоже надо было суметь рассказать. С этим, правда, дело у испанцев во главе с Хосе Антонио Ниевесом Конде (до чего ж у этих сеньоров имена длинные!) заладилось не слишком. То есть, на самом деле о драматургии сценария никто даже не задумывался. Как часто бывало в те времена в коммерческом кино, все было сляпано на коленке и при ближайшем рассмотрении представляло собой несусветную чушь. Впрочем, за 45 лет в этом отношении мало что изменилось. Тем не менее, в сюжет «El Sonido de la Muerte» лучше особо не вникать – а то ненароком можно и пресловутый когнитивный диссонанс заработать.
Вполне достаточно знать, что невидимое чудо-юдо ненароком разбудила компания «черных археологов», искавших в горах Греции античные сокровища. Для поисков они, ничтоже сумняшеся, использовали динамит (самый надежный археологический инструмент) и, подорвав очередное древнее захоронение, выворотили вместе с неплохо сохранившейся мумией подозрительное яйцо. Спустя сутки их уже вовсю терроризировало какое-то противно вопящее чудовище, злобно разрывая невидимыми когтями всякого, кто не вняв голосу разума, остался ковыряться в античной могиле.
Оставшиеся забаррикадировались в доме и принялись отбиваться. Чтобы зрителю не было скучно, среди выживших обнаружились две девицы, в исполнении звездочек европейского эксплуатационного кино Соледад Миранды и Ингрид Питт. К сожалению для поклонников более интеллигентного искусства, хозяйку дома Каллиопу, которую играла замечательная испанская актриса Лола Гаос, загрызли среди первых.
Отдавая должное режиссеру, стоит сказать, что дело свое он знал, и пугал зрителя весьма профессионально: выдерживая долгие паузы, нагнетая саспенс, используя мрачный саундтрек и игру с тенями черно-белого изображения. «Бу!» всякий раз получалось эффектное и неожиданное, а внезапное появление из ниоткуда кровавых ран на телах жертв в свое время должно было вызывать настоящий ужас. Впрочем, особой кровожадностью сеньор Конде не отличался, да и монстр, придуманный испанцами, в общем-то тоже. Археологов он, по крайней мере, просто убивал, считая, видимо, недостаточно вкусными. В полном соответствии с существовавшими в те годы цензурными ограничениями.
Но поскольку своего Шварценеггера в компании охотников за древними сокровищами не имелось, то и брутальных схваток с невидимой бестией зрителям тоже увидеть было не суждено. Да и то верно – головой надо думать… Хотя, глядя на героев «Смертельного звука» в этом начинаешь сомневаться. Правда, что на них смотреть – на этих героев. В таких фильмах даже не важно в каком порядке их изничтожают (хотя Лолу Гаос все же жалко) – главное, монстр! А он явно удался – даже при том, что большую часть картины был абсолютно невидим. Зато идея оказалась удачной и реализована была грамотно, пугая детей и взрослых ко всеобщему удовольствию.
Добавить комментарий