Конечно, в ряду классических летних блокбастеров «Район 9» стоит особняком — своим скромным (относительно тех же «Трансформеров» или Т4) бюджетом, отсутствием мало-мальски раскрученных актеров и комиксово-игрушечной подосновы. Единственное громкое имя на фише — это Питер Джексон, и тот выступает не в качестве режиссера. Скорее, он стал эдаким крестным отцом проекта — раскопал в какой-то глуши никому не известного Нила Бломкампа с единственной короткометражкой «Выжить в Йобурге» за плечами, дал ему 30 лимонов и… получил на выходе весьма крепкий фильм, который не стыдно и людям показать. Питер Джексон вообще тот человек, который умеет великолепно совмещать в себе качества хорошего бизнесмена и человека искусства.
Хотя в общем и целом, стоит признать, фильм смотрится так выгодно в основном только за счет общего безрыбья современной кинофантастики, потому что претензий к нему можно насобирать приличную тележку. Фильм местами похож то на кроненберговскую «Муху», то на «Монстро», то вообще на «Звездный десант». Многое в «Районе» осталось за кадром — и это отнюдь не тайны и загадки, над которыми стоит размышлять, это банальные сценарные недоработки. Главгероя с включенным сотовым неделями не могут засечь спецслужбы, хотя современные технологии позволяют установить его местонахождение с точностью до нескольких метров. «Креветки» численностью в несколько миллионов особей, владеющие супероружием, преспокойно сдают его вместо того, чтобы устроить как минимум бандитам кровавую баню. При этом в отсутствии агрессивности их не обвинишь — людишек разрывали на части за милую душу…
Вообще основной козырь фильма — шикарная операторская работа, псевдодокументальность просто потрясает. Такое впечатление, будто оператор лет двадцать снимал документальные фильмы по горячим точкам. При этом подчеркнутая некиношность не раздражает, как это было в «Монстро», она создает единственно необходимый эффект достоверности изначально абсолютно фантастических событий. Также порадовали хорошие незатертые актеры (грядущих БрэдПиттов там явно нет, но в своих ролях ребята смотрятся органично) ну и, собственно, сама летающая тарелка «креветок» просто бесподобна. Прорисовка, эпичность и какая-то фатальность была в каждом кадре, в котором находилась эта махина.
А вот в сценарии ничего особенного я не увидел. Да, на фоне «летних блокбастеров» он выгодно отличается тем, что для его восприятия приходится включать более одной извилины, но все-таки большая часть фильма (за исключением первых минут тридцати, которые сделаны просто великолепно) достаточно предсказуема, и для человека, имеющего некоторый опыт в потреблении всякой фантастической продукции, вряд ли способна стать откровением. Изначальный посыл правильный и с претензией на философичность — уже доводилось читать размышления о природе человека и человечности, о жестокости и т. д. — но поверьте, в хорошей фантастической литературе эта идея встречалась не раз и была обыграна гораздо лучше. В случае же фильма Бломкампа хорошее, многообещающее начало во многом нивелировалось в обычный боевик по штампованным лекалам.
Впрочем, это не умаляет достоинств фильма, просто, наверное, не стоит делать из него того культа, который уже начинают возводить. «Район 9» — это добротная приключенческая фантастика с некоторой претензией на философию и социальность. Гораздо лучше, чем большинство того шлака, что идет сейчас в кинотеатрах. Но хуже, чем могло было быть…
«Район №9» — фильм, который со временем можно и пересмотреть. Явно не на один вечер.