Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Вы уязвимы — отзыв на драму «Эксперимент «Повиновение» (США, 2012 г.)

 

Прежде, чем рассказать о фильме, мне понадобится ваша помощь. Это очень важно. Пожалуйста, сосчитайте, сколько звездочек стоит в строчке ниже – пожалуйста, не водите пальцем по экрану при счете:

************

Посчитали? Сколько у вас получилось? Должно получиться 13. Не верите? Пересчитайте. Серьезно, должно получиться 13 звездочек. Рядом с вами есть кто-нибудь? Попросите его или ее пересчитать звездочки вместе с вами. Убедились?

Стоп. Вы что, серьезно потратили минуту своей жизни, считая  звездочки? И вы серьезно поверили, что их 13? (Если нет, переходите на следующий абзац). Почему? Потому что вас попросили о помощи? Вам сказали, что это важно? Кто вам это сказал – разве вы меня знаете? А если знаете, насколько вы уверены, что эти строчки написал я? Две плохие новости для вас. Первая: люди склонны подчиняться. Вторая: люди не подозревают, до какой степени они готовы подчиняться. Кстати, если я попросил вас не читать этот абзац, а вы его все равно читаете, знайте, что я так и задумал. Это тоже манипуляция вами. Извините, но я просто хочу вас предупредить — вы уязвимы.

Что общего между реальной историей о «шутнике» в фаст-фуде, которая детально воспроизведена в фильме «Эксперимент «Повиновение», и преступлениями нацистов во время Второй Мировой Войны? Опыты Милгрэма. В 60-х годах прошлого века психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета решил исследовать болезненный вопрос: как могли многие добропорядочные немцы в ходе войны превратиться в безжалостных палачей, истребляющих миллионы людей в концлагерях. Ученый полагал, что жители Германии более других склонны к повиновению, выполняя все безумные приказы верхушки нацистов. Однако первые же эксперименты ученого, поставленные в американском штате Коннектикут (печально известном в эти дни по трагедии в школе Сэнди-Хук), показали, что в Германию ехать не надо. Людей, готовых подчиняться самым абсурдным и жестоким требованиям авторитетных «начальников» полно и в родных пенатах (подробнее об эксперименте Милгрэма можно прочитать тут).

Кино не могло не отреагировать на такой опыт. В похожую ситуацию попадали и герои фильма «Эксперимент» (и его американского ремейка). Судьба героини Николь Кидман из знаменитого «Догвилля» Ларса фон Триера тоже сродни той жуткой ситуации, в которую попала Ребекка из «Эксперимента «Повиновение».

Итак, в обычный фаст-фуд ресторанчик «Чиквич» (в котором явно угадываются черты всемирно известной сети ресторанов быстрого питания), звонит незнакомец. Трубку берет менеджер  Сандра (в великолепном исполнении Энн Дауд) – она надежная и ответственная сотрудница, привыкшая выполнять свою работу наилучшим образом. Звонящий представляется полицейским Дэниэлсом, который просит о содействии: одна из сотрудниц ресторана – молодая девушка Ребекка – подозревается в краже денег из сумочки посетительницы. Да, посетительница готова опознать воровку. Да, это подтверждает другой агент. Да, главный менеджер ресторана извещен о проблеме и просит Сандру о содействии. Сандра с готовностью берется помочь, не утруждая себя вопросами, реальны ли «пострадавшая», «другой агент» и действительно ли в курсе главный менеджер. Она верит звонящему на слово. И подчиняется.

Не спешите обвинять Сандру в халатности или глупости. Попробуйте представить себя на ее месте. Или на месте Ребекки. Или на месте паренька Кевина (постепенно в конфликт втягиваются почти все сотрудники ресторана, проинструктированные по телефону «офицером Дэниэлсом»). А вы бы подчинились? Если вам кажется, что такого в жизни не бывает, вспомните недавнюю историю об английской медсестре, которой позвонили ведущие австралийского (!) радио-шоу, притворившиеся самой королевой Елизаветой II (шутники даже имитировали лай собачек корги, живущих у королевы), и попросили рассказать о здоровье беременной герцогини Кейт Миддлтон. Медсестра приняла звонок за чистую монету – а когда обман раскрылся, повесилась дома на шарфе. Точно так же в конце фильма почти все герои «сами в шоке» от того, что натворили – они не могут понять, КАК их заставили делать это: а испытания Ребекки не ограничатся раздеванием догола и многочасовым заключением в кладовке.

Первое – когда Сандра шла к телефону, ей сказали, что «звонят из полиции». И хотя это было лишь предположение сотрудника, взявшего трубку, Сандра восприняла его слова, как истину.

Второе – когда звонящий «обработал» Сандру, он заставил ее пересказать липовую историю кражи остальным. При этом остальные получали информацию уже не от незнакомца, а от своей начальницы Сандры – и не подвергали ее слова сомнению.

Третье – звонящий активно хвалил Сандру за помощь. Когда нас хвалят, мы уверены, что поступаем правильно (рефлекс из детства).

Четвертое – незнакомец начал с малого: приведите Ребекку, поговорите с ней. Потом «градус» требований стал больше – обыщите ее, заберите у нее телефон (хотя это УЖЕ незаконно). Потом – разденьте ее… Именно постепенность действий убаюкивает бдительность героев – ведь начав сотрудничать, вдвойне труднее сказать «Нет».

Пятое – он создает иллюзию выбора («Вы хотите сами обыскать ее, или хотите, чтобы она провела ночь в участке?»)

Шестое… Уже неважно, что там шестое, седьмое, восьмое… Звонящий – слишком хороший знаток человеческой психологии. Он точно знает, на какие «кнопки» нажимать, чтобы получить ожидаемую реакцию. Было бы даже здорово, если бы его не показывали вообще (как в «Телефонной будке» Шумахера), но авторы примерно на середине фильма решают «открыть» зрителю его личность. Это дает двойной эффект. Отрицательный – напряжение спадает, ведь мы уже увидели «негодяя». Положительный – теперь мы видим обе стороны разговора, видим, как этот урод корчится от смеха, придумывая всё новые пакости («Попросите ее попрыгать! Какого размера ее соски? Попросите ее нагнуться…»)

Зачем снимать такое кино? Зачем его смотреть? Это предупреждение. Всем, кому может позвонить незнакомец. Всем, кому авторитетный человек в форме предложит выполнить его абсурдные требования. Всем, кого поймают в ловушку знатоки психологического воздействия. У вас есть выбор – прочитать книгу Роберта Чалдини «Психология влияния» о механизмах защиты в таких случаях. Или вы можете посмотреть «Эксперимент «Повиновение». Берегите себя. И опасайтесь звонящих незнакомцев.

Страница фильма в КЛУБ-КРИКе

Также читайте в клубе:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

13 комментариев Вы уязвимы — отзыв на драму «Эксперимент «Повиновение» (США, 2012 г.)

  • Отличная рецензия, Дима, и классный ход со «звездочками» в начале отзыва! Ты прав, я сделал то, о чем ты просил, вообще ни о чем не задумываясь. С одной стороны лично моя реакция не стопроцентно объективна (ведь я тебя знаю лично и давно), но с другой стороны я поймал себя на мысли, что все равно сделал бы это, будь это рецензия абсолютно незнакомого мне автора. 🙂

  • MidnightMan

    Отлично задумано и написано!

  • DarkCinephile DarkCinephile

    Дмитрий, вы офигенный манипулятор! Мне вот прямо сейчас захотелось достать этот фильм и посмотреть, круто, е-мое! (хотя в ближайших планах у меня расхваленный «Синистер») Кроме того, тетенька из первой картинки очень напоминает мне препода по менеджменту из первого универа! 😀

    И воообще…..у меня сейчас в голове столько всяких мыслей, запомню, что лучше Вас перед сном не читать))))

    У меня вопрос: то реальный случай — про английскую медсестру?? О_О

    И это, звездочек все-таки 12 или 13?))))))

  • Роберт Виллэн

    Знаю этот фильм. Сейчас думаю где его скачать можно.

    • В Москве он идет в прокате, правда, всего в паре кинотеатров. Реакция публики, кстати, неоднозначная — у многих нервный смех, одна женщина в середине сеанса громко сказала: «Смотрите это дальше сами», и вышла из зала.

  • Еще по поводу слепого повиновения — ну почему борьба с «вредной информацией для детей» приводит к тому, что все граждане в стране покорно лепят «0+», «6+» и так далее на всё подряд — на новостые ленты, на рекламные щиты мобильных телефонов — скоро уже на пачки макарон лепить будут. И кто мне объяснит, почему «Хранитель снов» про утонувшего мальчика и Бугимена — это «0+», а «Феи: Тайна зимнего леса» про фей и зайчиков — «6+»? Иначе, как феноменом массового подчинения, я это объяснить не могу.

    • Роберт Виллэн

      У нас нет организации типа MPAA, которая бы профессионально занималась рейтингами. Часто люди ставят ограничение по возрасту на то, что не смотрели.

  • DarkCinephile DarkCinephile

    Заценил наконец, все так, как и описано в отзыве, спасибо большое за рекомендацию! Дмитрию тоже придется в личку писать, так как финальный эпизод полностью поменял мое восприятие картины.))) Кстати, по поводу неоднозначной реакции, порой и правда пробивало на дикий хохот от совершающихся неадекватных поступков, хотя на самом деле ничего смешного нет. Успокоило меня то, что все-таки были среди всех причастных к этой истории действительно здравомыслящие люди, не попавшиеся на провокацию!

  • Посмотрел. Картина действительно вызывает противоречивые чувства, как в процессе просмотра, так и в процессе осмысления после титров. С одной стороны хочется орать на главных героев — «Придурки! Да как вы можете вестись на всю эту хрень???!!!» Но с другой стороны, действительно, в реальной жизни было столько случаев (и упомянутых в рецензии, и других…), когда абсолютно здравомыслящие люди попадали в схожие ситуации и верили во всё, что им говорили «злоумышленники»…

    Но вообще, ужас, конечно, до чего дошел розыгрыш, конкретно в ситуации, показанной в фильме. Фактически здесь «хохмача» нужно в буквальном смысле судить за то, что произошло с главной героиней, хотя он формально ничего сам не делал, просто говорил по телефону…

Добавить комментарий

  

  

× 5 = 45