Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Гибель цивилизации — отзыв на фильм «Терра Сомнамбула» (Terra Sonâmbula/Sleepwalking Land, 2007)

 

Эксклюзивный отзыв на фильм «Терра Сомнамбула» (Terra Sonâmbula/Sleepwalking Land, Мозамбик, Португалия, 2007) только для сайта КЛУБ-КРИК

Авторы популярных постапокалиптических романов и фильмов, порой, придумывают совершенно невероятные миры и фантастические катастрофы, чтобы создать для своих героев максимально неблагоприятный режим и заставить их беспрерывно приключаться. Но зачем далеко ходить, если иногда достаточно оглянуться вокруг, чтобы обнаружить рядом с собой тот самый апокалипсис, который наступил не дожидаясь мифического конца света, о котором так любят рассуждать в благополучных странах.

Для выросшей в Мозамбике бразильского режиссера Терезы Праты страна ее детства как раз и предстала миром разрушенной цивилизации, на руинах которой происходят странные события: порой загадочные, порой мистические. События, ничего общего не имеющие с привычной для большинства реальностью, но вполне обычные для людей, воспринимающих фантастические условия своей жизни как данность.

Сочетающий в себе элементы постапокалиптической драмы и латиноамериканского магического реализма фильм «Terra Sonâmbula» как раз и погружает зрителя в мир, который просто не может существовать иначе как в парадигме ненаучной фантастики. Мир, который большинство привыкло видеть на экранах кинотеатров в картинах, подобных «Безумному Максу». Мир, где по обломкам рухнувшей цивилизации свершают свой бесконечный квест отчаявшиеся герои. Мир, в котором материя окончательно проиграла главный философский спор о первичности. Мир, чью жестокость картина Терезы Праты рисует удивительно светлыми пастельными красками, дающими надежду на то, что все будет хорошо. Пусть даже и не в этой Вселенной.

Фабула ленты сочетает в себе два параллельных сюжета, которые мистическим образом пересекутся в финале, подобно прямым Лобачевского. В одном из них по пыльным дорогам уничтоженной гражданской войной страны странствуют старик и мальчик. Один надеется найти потерянных родителей, другой – просто спокойный приют, где можно было бы не бояться случайно встреченной банды. Но путь неизменно приводит их в одно и то же место — к сожженному бандитами автобусу, в котором путники однажды нашли себе приют на ночь. Вторая история рассказывает о рыбаке, что однажды вернувшись из моря, нашел всех жителей своей деревни убитыми неизвестными налетчиками. Не видя смысла оставаться на пепелище, он также отправляется в путешествие, надеясь найти новый мир и новую жизнь.

И рыбака, и мальчика со стариком ждут на пути самые фантастические встречи, невозможные в нашей реальности, но вполне обыденные в сдвинутом мире бессонной земли. Первый, отправляясь куда глаза глядят на лодке, оказывается у борта дрейфующего в море судна, единственная обитательница которого Фарида, дарит ему ночь любви и помогает обрести надежду. Вторые, наоборот, попадают в руки сошедшего с ума отшельника, называющего себя Скелетом, и только чудом спасаются от смерти.

Но что бы и кто бы ни встречались на пути героев, квест медленно, но верно приближает их друг к другу. Даже при том, что старик и мальчик волшебным образом оказываются не в силах уйти от своего автобуса, а приключения рыбака происходят в ином временном потоке. Ведь о них мальчик читает в дневнике, найденном в чемодане одного из пассажиров.

Чем дальше – тем больше фантастическое вторгается во вроде бы реальный мир гражданской войны в Мозамбике 70-х годов прошлого века. Если его, конечно, вообще можно было назвать реальным изначально. Тереза Прата перенесла на экран отображение своих детских воспоминаний, наложенных на приобретенный жизненный опыт и преломленных через призму магического реализма как художественного метода. Результат получился очень необычным – сплав африканских традиций и латиноамериканской ментальности создал картину, поэтика которой воспринимается далеко не сразу. Зато когда (и если) удается войти в атмосферу фильма, то «Terra Sonâmbula» сразу становится не просто ближе – на расстоянии вытянутой руки. И фантастика превращается в реальность, сожженный автобус отправляется в плавание по волшебным образом возникшей реке и барка Фариды, на которой сбываются все желания, уже видна на горизонте…

Впрочем, финал картины будет неожиданным, парадоксальным, напоминающим скорее о Найте Шьямалане, нежели о Жоржи Амаду… Но он не раскроет все тайны «Терры Сомнамбулы» – это было бы слишком просто. Чтобы разгадать их нужно не просто быть плоть от плоти этой земли – надо пройти с ней через все страдания, испытать ту невыносимую боль, что выпала на ее долю.

А еще Тереза Прата с огромной ностальгией вспоминает колониальные времена. Это по обломкам той, принесенной европейцами цивилизации, странствуют герои фильма. Ее почитают «Золотым Веком», ее наследие воспринимают как спасение. Но сама эта цивилизация спасти уже никого не может. Образ безумной доньи Виржинии, португалки, оставшейся в развалинах своего дома хранить высохшую оранжерею, символизирует эту гибель старого… Хорошего, правильного, но слишком старого мира. Он рухнул – но вырастет ли на его обломках что-то новое? Если вспомнить, что на флаге этого самого, нового Мозамбика красуется автомат Калашникова, то ответы на этот вопрос получаются риторическими.

Страница фильма «Терра Сомнамбула» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

4 × 9 =