Эксклюзивный отзыв на джалло «Эротические игры для хорошей семьи» (Giochi erotici di una famiglia per bene, Италия, 1975) только для сайта КЛУБ-КРИК
Самое интересное в этом фильме – сценарий. Все-таки при всех своих многочисленных тараканах в голове и зацикленности на сексуальных перверсиях Ренато Ползелли придумывал совершенно невероятные фабулы с запутанными до абсурда сюжетными линиями, разворотами на 180 и 360 градусов, многочисленными ложными финалами и так далее, и тому подобное. При этом ему вовсе не требовался ни пресловутый deus ex machina, чтобы свести концы с концами, ни Александр Македонский, чтобы разрубить гордиев узел запутавшейся интриги. Развязка, как правило, выглядела логично и изящно, ставя эффектную точку в витиеватом плетении сценарных ходов.
В «Эротических играх для хорошей семьи» все обстоит именно так. Сценарий открывал совершенно замечательные перспективы для того, чтобы написать еще одну шикарную страницу в истории итальянского джалло. Вот только, как известно, для того, чтобы снять хорошее кино, одного сценария, как правило, бывает недостаточно. Для его полноценной реализации нужны еще хотя бы профессиональный режиссер и добротный актерский ансамбль. А вот с этим у «Игр» дело обстояло далеко не так здорово.
Надо сказать, что и у самого Ползелли с реализацией своих идей не всегда получалось идеально, но взявшийся за съемку этого фильма Франческо Дельи Эспиноза вообще ничем заметным в истории итальянского кино не отметился. С актерами же… Для съемок эксплуатационного кино они вполне подходили. Собственно, ни в каком другом исполнявшие главные роли Дональд О’Брайен и Мализа Лонго замечены не были, да и Эрика Блан подобными съемками не брезговала. Впрочем, женские роли в «Эротических играх» могли исполнять даже звезды первой величины – это бы ничего не изменило. Потому что центральным действующим лицом фильма был герой О’Брайена, для которого продемонстрировать психологическую трансформацию своего персонажа оказалось выше его сил. А манекен на экране был мало пригоден для демонстрации изящно задуманной сценаристом комбинации.
Между тем, история профессора Рикардо Росси, будь она рассказана кем-то более умелым, нежели Эспиноза и О’Брайен, могла бы стать основой для образцового джалло. Щепетильно относящийся к вопросам морали главный герой фильма начал бракоразводный процесс против своей жены, уличив последнюю в супружеской измене. Но обнаглевшая Элиза, воспользовавшись этим, начала уже открыто приводить в дом своих любовников. Отчаявшись защитить свою честь по-другому, Рикардо убивает свою жену и сбрасывает ее труп в реку. После чего, терзаемый муками совести, впервые в жизни обращается за утешением к проституткам.
Но не успел он оглянуться, как девушка, проведшая с ним ночь после убийства, становится для него дорога настолько, что теперь профессор боится потерять новую любовь. Вот только старая стала постоянно являться – то разлягется на любимом диване, то мелькнет в дверях, то покажется на лестнице, а то и по телефону позвонит с обвиняющим: «Убийца!». Галлюцинации эти оказываются столь убедительными, что несмотря на уверения новой подруги в их иллюзорном характере, профессор понимает, что начинает сходить с ума. И в этот момент в доме появляется племянница его убитой супруги, сразу же начиная оказывать Рикардо недвусмысленные знаки внимания…
К финалу интрига между четырьмя персонажами фильма закрутится до состояния туго сжатой пружины, так что развязку зритель будет ждать нервно ерзая в кресле, интуитивно догадываясь о ее сути, но даже не подозревая каким образом сценарист вывернется из ситуации, в которую сам себя загнал. Впрочем, я уже говорил, что Ползелли сделает это виртуозно. Жаль только, что разыгрывается его изящная пьеса с топорной грацией дешевой инсценировки. Про то, что профессор Росси медленно, но верно сходит с ума можно только догадываться: не может быть иначе с человеком, ежедневно встречающимся с призраком убитой им женщины. О’Брайен же просто читает текст (да и то, скорее всего не своим голосом) на фоне демонстрирующих сексапильность актрис.
И тем не менее, пусть «Эротические игры для хорошей семьи» не реализовал заложенный в фильм сценарием потенциал, но сыграть в предложенную Ползелли партию все равно стоит. Хотя бы для того, чтобы дождаться шикарно задуманной развязки и попытаться предугадать ее самому. Как к детективу, хранящему интригу до самого финала, к картине не предъявишь никаких претензий. А если хочется большего – за этим, пожалуйста, к Дарио Ардженто и Марио Бава.
Страница фильма «Эротические игры для хорошей семьи» в КЛУБ-КРИКе
Да, про откровенное сходство идеи с «Ночью, когда Эвелин вышла из могилы» забыл упомянуть. Но — никакого плагиата. Там был нормальный, даже чопорный такой джалло. В сценарии же Ползелли — безумное буйство красок и шизофрения)))
Всё никак не доберусь до его фильмов. А он ведь один из пионеров итальянского хоррора.
Да, но в 70-е у синьора Ползелли серьезно с несло крышу на почве сексуальных девиаций. Так что поздние его фильмы уже по другому ведомству проходят)))
Фильм не смотрел, но добавляю тэг «эротика» 🙂