Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Чумная лихорадка, или Город ищет переносчика — отзыв на криминальный триллер «Паника на улицах» (Panic in the Streets, 1950 г.)

 

Классик мирового кино и редкий на похвалы Стэнли Кубрик лучшим американским режиссером считал Элиа Казана, который своим творчеством повлиял на целую плеяду великих кинематографистов. Творчество этих двух незаурядных режиссеров объединяло несколько моментов: феноменальный талант в работе с актерами, социально-общественная подоплека большинства их лент, любовь к сложной тематике и особая приверженность к адаптации на экране незаурядных литературных произведений. Поэтому, ничего удивительного в том, что в начале своей карьеры, которая пришлась на конец 1940-х, Казан обратился к нуар-стилистике, в которой в то время себя испытывали чуть ли не все значимые режиссеры. И если в первом своем нуар-опыте («Бумеранг» 1947 года) режиссер поддал критике судебную систему США, то уже три года спустя сумел создать один из самых нетипичных образцов направления.

Известно, что героями нуаров были преимущественно мелкие преступники или далекие от душевного спокойствия полицейские, а сюжет зачастую разворачивался вокруг того или иного криминального эпизода. Усилиями Элиа Казана и супругов Анхальт, написавших цикл рассказов, публике явили принципиально другого героя. Им стал Клинтон Рид, скромный чиновник Службы здравоохранения США, не имеющий обращаться с оружием и не знакомый с подноготной большого города. Клинтон живет с любящей женой и маленьким сыном, иногда консультирует полицейских патологоанатомов и несмело мечтает о работе на большую нефтяную корпорацию, где, в отличие от нищенского государственного жалования, платят хорошо. В один из вечеров в порту Нового Орлеана убивают мужчину. Наутро в трупе убитого обнаружат следы легочной чумы — стремительно распространяющегося заболевания, которое мигом может охватить как Новый Орлеан, так и всю страну. Совершенно необходимо найти палачей и всех, с кем мог контактировать убитый. Учитывая, что тело кремировано, а бедолагу едва ли кто знал — задача из невыполнимых. Тем не менее, ярый энтузиазм врача, который, кажется, единственный в городе понимает всю серьезность ситуации, и купюра с портретом Улисса Гранта приносят плоды, втягивая его в неслабую передрягу.

Если пытаться определить жанровую принадлежность ленты, то на ум приходит словосочетание «медико-социальный детектив». Врач буквально на пальцах выкладывает краткий курс эпидемиологии твердолобым блюстителям порядка и убедительно доказывает необходимость профилактических мер. Познавательно. Первичный носитель инфекции оказался нелегальным португальским мигрантом, чье мелкое преступление и неполучение нужных прививок поставило под вопрос благополучие большого города. Поучительно. Экстраполируя ситуацию на всю страну, делаем выводы, что неконтролированные иммигранты несут угрозу для здоровья граждан США. И в этом вряд ли есть какое-то лукавство режиссера, ведь Элиа Казан искренне полюбил эту страну, значительно приложившись к развитию ее культуры, но на главные роли в картине взял актеров шведского, польского и украинского происхождения. Трогательно и иронично одновременно. К тому же, грек по происхождению и Элиа Казантзоглу по паспорту отлично вписывается в теорию о том, что это истинно американское направление имеет, на самом деле, европейские корни вдохновения, а лучшие его образцы принадлежат выходцам из Старого Света, неплохо сумевшим адаптироваться в американских реалиях.

Режиссер-виртуоз так лихо закручивает сюжет и держит интригу, что не только невозможно предположить, чем закончится для героев и города чумная паника, но и совершенно неважным становится то, что завязка сюжета началась со скучных лабораторных тестов, точных микроскопов и чистых пробирок. Только начинающий, но в будущем великий портретист американского общества Казан не обходит своим вниманием даже самые мелкие факторы, необходимые для сбалансированной жизни большого города. Важными элементами которой есть не только совестные полицейские, трудолюбивые граждане, ответственные доктора, думающие журналисты и в меру свирепые преступники. Своим вниманием режиссер удостаивает также заведения общественного питания, мелкое потребительское кредитование и даже демографические вопросы. Причем ни на минуту не забывает о том, что находится в жанровых рамках, а все социальные подтексты, моральные и правовые дилеммы ловко вплетает в сюжетную канву. Этим Казан как будто противопоставляет себя многим коллегам, которые в нуар-стилистике видели только красивую форму и полигон для визуальных экспериментов. А «Паника на улицах» своим посланием, возможно, сильнее всего приблизилась к праотцу всех нуаров, «М убийце» немца Фрица Ланга, который в знаменитом фильме сумел не только рассказать увлекательнейшую историю, но и тонко уловить грядущие беды немецкого народа.

Страница фильма «Паника на улицах» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

8 + 2 =