Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Битва богов — отзыв на фильм «Два солнца в небе» (Δυο ηλιοι στον ουρανο/Dyo ilioi ston ourano, 1991 г.)

 

Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на историческую драму «Два солнца в небе» (Δυο ηλιοι στον ουρανο/Dyo ilioi ston ourano, Кипр, Греция, Франция, 1991) 

Конец IV века от Рождества Христова. Римская империя вот-вот разделится на две части, но это уже не важно: империям ведь с рождения суждено проходить путь от величия до гибели. Куда значительнее то, что на всей территории, подвластной тяжело больному императору утвердилась новая религия. Отныне стар и млад, бедный и богатый, хозяин и раб должен верить в Единого Бога. Старая вера предана анафеме, поклоняющиеся прежним богам приравнены к преступникам, а вместе с ними попало под запрет и все то, что являлось символами языческого культа. В том числе Олимпийские игры и театр.

Но в дальних уголках огромной империи, таких как сирийская Антиохия, еще сохраняются прежние порядки, еще играются пьесы великих трагиков в постепенно пустующих амфитеатрах, еще проводятся мистерии во славу Великих Богов, еще правит бал рукою с полной чашей Повелитель Жизни Дионис, которому с рождения посвящен последний великий актер уходящей эпохи Тимофей. За ним готовы пойти сотни людей, которым не хочется жить в вечном страхе перед новым Черным Богом и его наместником на Земле. Те, кто еще помнит заветы предков, кто способен видеть божественное не в суровых проповедях и аскезе, а в красоте – природы, человеческого тела, искусства. Для которых Творец не где-то там – в непостижимой Выси, но здесь и сейчас создает божественную красоту в танце, монологе, скульптуре… Именно таков Тимофей, для которого поклонение богам – ежеминутное, ежесекундное творение. На сцене в него воплощается сам Дионис и он становится равен олимпийцам.

Его противоположность – святитель Лазарь из Каппадокии, направленный из Константинополя дабы раз и навсегда уничтожить язычников и устранить малейшие причины для бунта против Императора. Не силой, но Словом и Откровением. Лишь малая охрана да верный секретарь Афанасий, от лица которого и ведется повествование, плывут с ним на утлом суденышке. Но Слово в устах свято верящего в него фанатика – страшная сила. И Словом этим Лазарь поднимает на защиту Святой Веры ту самую чернь, на которую не обращают внимания Тимофей и его соратники. Тех, кому неведома красота трагедий Еврипида и Софокла, тех, кто с радостью будет жечь, громить и убивать – дай только повод…

Через двадцать лет все, что происходило в годы становления христианства, прекрасно покажет Алехандро Аменабар в «Агоре». Грека Йоргоса Стамбулопулоса же в отличие от испанца исторические коллизии столкновения старого и нового миров интересовали куда меньше. В его картине, получившей поэтическое название «Два солнца в небе», куда меньше исторических фактов, а сама борьба переносится на метафизический уровень и ведется не столько людьми, сколько богами – пусть и через своих аватаров в человеческом мире. Вот только людям от этого не легче, потому что выбор все равно делать им и только им.

Впрочем, Тимофей и Лазарь свой выбор давно сделали. Для одного, «человек должен жить в вечном страхе, потому что тот, кто боится – не грешит». Другой же «никогда не позволит, чтобы его заставили замолчать, ведь Дионис – это радость и самое жизнь». На человеческом уровне Лазарь одерживает верх и с помощью поднятой им черни громит последний театр Антиохии, заключая Тимофея в темницу. Но Дионис чудесным образом помогает своему Актеру исчезнуть из замурованного подвала, и святитель отправляется в долгий путь в глубь Сирии, вслед за бежавшими туда язычниками, чтобы все-таки повергнуть их к стопам Христа…

Как и Аменабар греческий режиссер противопоставляет Свет язычества Тьме христианства. Причем, делает это, пожалуй, даже в более резких тонах. Но при этом он парадоксальным образом не отрицает Бога. Другое дело, что Стамбулопулос не уверен, что христианский Бог благ. Пришедшая в мир новая мистическая сила растоптала древнюю культуру, уничтожила создаваемую ей красоту и извратила свободу. В мире, который делился на свободных и рабов, торжествовали последние. Но не умея и не зная свободы, они предпочли, чтобы рабами были все. И некая инфернальная власть (все время остающаяся за кадром) накинула на нерассуждающее стадо поводок со строгим ошейником.

Несчастный Лазарь, ставший одним из бесчисленных аватар Черного Бога, не ведает, что он всего лишь марионетка, которую выбросят, когда она станет ненужной. Тимофей же своим богам – равноправный партнер… И лишь старый мудрый Афанасий-летописец понимает истинный смысл этой схватки. Оставаясь над ней, он холодно описывает духовный подвиг Лазаря и чудо Тимофея. Но режиссер далеко не так равнодушен, и делает однозначный выбор в пользу старых богов, оплакивая канувший в Лету мир в последних дионисийских мистериях. Которые, кстати, при всей жизнерадостности бога, которому были посвящены, имели две стороны. Ведь смерть – неотъемлемая часть жизни. И с этим приходится считаться не только Лазарю, который никогда и не жил, и не только Тимофею, который обрел бессмертие, но и всем людям прошлого, настоящего и будущего.

Страница фильма «Два солнца на небе» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Битва богов — отзыв на фильм «Два солнца в небе» (Δυο ηλιοι στον ουρανο/Dyo ilioi ston ourano, 1991 г.)

  • oldys

    Как дополнение к тексту — интервью режиссера о своем фильме http://paganproud1.blogspot.com/2008/07/blog-post_03.html
    Конечно, через google-переводчик, но идеи понять можно.
    Нашел я его в и-нете уже после того, как написал текст, но в принципе, менять в нем ничего и не пришлось. Идеи я, похоже, отобразил верно))) В-основном, они те же, что и у Аменабара — страх перед фанатизмом, опасения, что в «безыдейном» мире религия займет освободившееся место и т.п. Но, похоже, что по фильму я правильно понял, что в отличие от Аменабара, Стамбулопулос — человек религиозный. Соответственно, ему ближе богоискательство и богоборчество, чем он, собственно, в фильме и занимается)))

    Но хотелось бы знать — имеет ли смысл в рамках «Klubkrik» продолжать разрабатывать «языческую» тему? Все-таки — не совсем, или даже совсем не профиль. Конечно, языческое мировоззрение подразумевает под собой магическое восприятие мира: естественность колдовства, непосредственное вмешательство богов в повседневную жизнь, естественность сверхъестественного [извините за тавтологию], но все-таки — насколько уместны здесь фильмы, подобные «Акеларре» и вот этому? Если «да» — то я продолжу…

  • Oldys, тема, конечно, интересная, но пусть данный отзыв будет исключением (которые мы время от времени допускаем) из общей тематики сайта. То есть, если в фильме нет явной хоррор-направленности или его производных и смежный жанров (триллер, мистика, мрачная фантастика), то картина, конечно, выпадает из рамок сайта и глобально продолжать данную тему на сайте не стоит.

    За данный отзыв все равно спасибо, как исключение он интересен и вполне уместен в Клубе.

Добавить комментарий

  

  

27 + = 35