Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Между молотом и наковальней — отзыв на мистический триллер «Одержимость» (Η Δαιμονισμενη/I daimonismeni, 1975 г.)

 

Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на мистический триллер «Одержимость» (Η Δαιμονισμενη/I daimonismeni, Греция, 1975)

«Одержимость» – триллер, балансирующий на грани между психологическим и мистическим настолько тонко, что до самого финала не покачнется ни в одну из сторон, оставляя простор для размышлений и споров. Атеист увидит в рассказанной греческим режиссером Димисом Дадирасом истории подтверждение своих взглядов, верующий останется в полной уверенности, что правда – на его стороне, а истина, как обычно лежит посередине. Только вот, человеку, оказавшемуся в этой самой середине, когда на него с одной стороны движется Сцилла психологических проблем, а с другой Харибда религиозной мании, остается только посочувствовать. И молить богов, чтобы самому не попасть на его место, выход из которого только один – в безумие.

Психиатру Елене Ставриану не повезло. Свято верившая в силу науки, она столкнулась с религиозными предрассудками лицом к лицу, и те пробудили в сознании молодой женщины дремавшие в нем неврозы. В детстве героиня фильма пережила трагедию: одержимый ревностью отец убил ее мать и покончил с собой. И теперь призраки тех событий нет-нет, а посещают Елену в ее большом доме, доставшемся от родителей по наследству. Но «врачу – исцелился сам». И борьбу с демонами своего прошлого она решает вести на поле медицины, с головой уходя в работу. Но среди пациентов доктора Ставриану имеется одна девушка, болезнь которой оказывается чем-то большим, чем болезнь. И борьба за психическое здоровье одержимой Христины для Елены одновременно становится и борьбой за свою собственную душу.

Надо сказать, что в 70-е годы прошлого века Греция оставалась страной, в жизни которой религия играла очень заметную роль. Авторитет православия был незыблем, и священники для весьма значительной части населения были намного авторитетней врачей. В этом страна сильно отличалась от остальной Европы, и история рассказанная в фильме Дадираса, не являлась чем-то из ряда вон выходящим. Другое дело, что режиссер настолько ловко расставил в ней акценты и ушел от прямых ответов, что остался сторонним наблюдателем в вечной борьбе между наукой и религией, не забывая при этом постоянно держать зрителя в напряженном ожидании развязки.

В результате ритуала экзорцизма, проведенного над Христиной местным священником, состояние девушки резко ухудшилось. Она панически начала бояться всех церковных атрибутов: священнических облачений, креста, икон и т.д. Это только сильнее раззадорило попа, во чтобы то ни стало решившего изгнать из несчастной Дьявола. Но чем больше в попытке защитить девушку Елена разговаривала со священником, тем сильнее оживали призраки в ее собственной душе. А вместе с ними угасала вера в разум и науку. Мистическое объяснение происходящего перестало казаться психиатру невозможным, но нисколько не помогало справиться со своими проблемами. Клубок противоречий запутался окончательно, и научное знание оказалось бессильно там, где религия готова была дать ответ на все вопросы.

Но если бы все было так просто! Ведь между «готова дать» и «дает» не только лингвистическая, но и огромная смысловая разница. Скорее даже – бездна. И в эту бездну проваливается Елена, разум которой не может принять мистическое откровение, а силы духа оказывается недостаточно, чтобы противостоять мощному напору священника.

Звезда греческого кино 70-х Катя Дандулаки в роли запутавшейся в паутине противоречий женщины-ученого очень органична и убедительна. Не самая простая роль, да еще и в фильме, не дающем ответа ни на один из поставленных вопросов, в том числе и о самой героине – но все, что было можно, актриса из своего персонажа выжала. Ее Елена, рефлексирующая, неуверенная в себе, но скрывающая эту неуверенность за напускной решительностью, запоминается. Ей хочется сочувствовать и помочь – но на экране помощь приходит со стороны православного священника, а ее результат… Но тут приходится возвращаться к началу: верующие увидят в этом фильме одно, скептики – совершенно другое. Мистической ли была природа одержимости героинь фильма или имела сугубо рациональное объяснение – каждый останется при своем мнении. Хотя… Вполне может быть, что одно не исключает другого. Но в этом случае очень хотелось бы убежать подальше, когда пламень веры ударится о гранит науки. Катаклизмы хороши только в фильмах-катастрофах.

Страница фильма «Одержимость» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Между молотом и наковальней — отзыв на мистический триллер «Одержимость» (Η Δαιμονισμενη/I daimonismeni, 1975 г.)

  • На странице фильма выложена полная его версия на греческом языке

  • А Катя Дандулаки действительно очень неплохая актриса. И очень красивая женщина. 🙂

  • oldys

    Но Вы все-таки поставили тэги с IMDB. Где ж там детектив? Если только история с прошлым убийством, которое оживает призраками в памяти героини… С мистикой сложнее — психологические переживания Елены в фильме вполне можно назвать и мистическим опытом, с которым она не справилась, но все же народ в большинстве случаев воспринимает этот термин как кино про призраков и т.п.)))
    Чистейший ведь психологический триллер на религиозную тему! Причем, очень осторожно обходящий острые углы…

Добавить комментарий

  

  

× 4 = 40