Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Язычники vs. Инквизиция — отзыв на фильм «Шабаш» (Akelarre, 1984 г.)

 

Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на фильм «Шабаш» (Akelarre, Испания,  1984)

Во времена правления Дона Фелипе (испанского короля Филиппа II) ни о каком противодействии укоренившемуся на Пиренейском полуострове католичеству уже не приходилось говорить. Последний арабский оплот пал больше полувека назад, тогда же была изгнана с территории Испании еврейская община… Даже инквизиции уже не требовалось так свирепствовать, как во времена Фердинанда и Изабеллы, утверждая единство и непоколебимость веры.

Но это в исконных землях Арагона и Кастилии. А вот на окраинах страны и на вновь завоеванных территориях все было иначе. В горах Басконии языческие верования были настолько сильны, что противостояли наступлению христианства вплоть до начала XVII века. Конечно, местным крестьянам и пастухам приходилось тщательно скрывать свои истинные взгляды от бдительного ока приходских священников. Но те были не особо бдительны, а инквизиторы в дикие края ехать не слишком спешили. Но долго так продолжаться не могло.

Фильм Педро Олеа как раз и рассказывает о драме, развернувшейся в Басконии, когда Святое Ведомство обратило-таки свой взор на творящееся в тамошних горах безобразие. Бесконечный шабаш («Акеларре» на языке басков как раз это самое действо и означает) следовало прекратить, а местных язычников, как закоренелых ведьм и колдунов, сжечь на кострах. На этом фоне и разворачивается история девушки Гараси, которая вместе с матерью бежала в Гасконию из Наварры, где после принятия Генрихом IV католичества развернулась широкая кампания против еретиков.

Здесь новоприбывшие, сохранившие веру предков, вливаются в общину, возглавляемую местной ведьмой Амунией, хранительницей традиций и жрицей богини Мари. Но на беду Гараси, на нее положил глаз сын местного лендлорда, решивший во что бы то ни стало добиться расположения неприступной красавицы, чье сердце было отдано пастуху Унаи. Впрочем, классический любовный треугольник и романтическая мелодрама в картине Педро Олеа играют роль пряности в основном блюде. Положено чему-то подобному быть в историческом романе – значит будет. Но главное – это драматическая история противостояния христианства язычеству, в котором авторы фильма целиком на стороне последнего. Все до единого христиане в фильме нарисованы черными красками: фанатики, подлецы, извращенцы, трусы и т.д. и т.п. В пику им язычники – чистые сердцем и душой люди, готовые отдать жизнь за право верить в свою богиню и жить по старинным законам гор.

Противостояние неизбежно, кто в нем одержит победу всем известно из истории, но в рамках одного конкретного сюжета возможно все. Ведь силы инквизиции в одном отдельно взятом горном селении ничтожны, любовь Гараси и Унаи крепка, а колдовская сила Амунии по-прежнему при ней. В конце концов – она ведь и в самом деле ведьма. А власть древней богини в горах пока еще в состоянии противостоять пришлому богу…

Вполне возможно, если бы Педро Олеа сосредоточился на приключенческом сюжете с легкой мистической и романтической составляющими – у него получился бы добротный жанровый фильм. Но он откровенно увлекся полемикой с христианством, представив последнее как Абсолютное Зло, уничтожающее Свет и Добро, существовавшие в древней вере. В результате вышла довольно схематичная проповедь, в которой автору было не столь важно удерживать внимание зрителя занимательностью истории, прорисовкой персонажей и отдельными деталями, сколько дать общий морально-этический посыл. Расставить полюса между Добром и Злом со своей точки зрения. Вот только драматизм при этом решительно стремится к нулю, и даже страдания героев в застенках инквизиции не принимаются близко к сердцу. Так же, как оставляют равнодушным человека, далекого от церкви, рассказы о муках христианских святых, описанные в житиях.

Для того, чтобы сопереживать Гараси, Амунии и Унаи нужно быть человеком, глубоко погруженным в языческие верования, воспринимающим магию и колдовство, как естественные вещи, быть уверенным в существовании богов и духов. Или быть ярым антихристианином. В противном случае, остается всего лишь исторический фильм, рассказывающий о любопытном и малоизвестном фрагменте европейской истории, но лишенный при этом нерва и драйва. С таким же успехом можно было бы снять и научно-популярную картину… Даже, пожалуй, лишенная вымученной романтической линии, она получилась бы поинтереснее.

Страница фильма «Шабаш» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

6 комментариев Язычники vs. Инквизиция — отзыв на фильм «Шабаш» (Akelarre, 1984 г.)

  • Роберт Виллэн

    Интересно. Я всё жду когда в отношении язычников будут восстанавливать историческую справедливость.

    • В Латвии официально после отделения от СССР существуют язычники — диевтуры. Те, что были до принятия католичества. И их обычаи и традиции были сильны всегда. Я уже говорила, что Латвия — единственная в мире страна, где языческий и благополучно празнуемый все это время праздник Лиго (день летнего солнцестояния) возведен в ранг государственного. Тогда же, после отделения. Во времена союза празнование его для латышей было предметом принципа и национальной гордости, хотя красным днем он не был в тогдашнем календаре.

      • oldys

        Кстати, если продолжать тему, то весьма популярная в советское время латышская дилогия «Слуги Дьявола / Слуги Дьявола на Чертовой мельнице» пусть и в юмористическом ключе, но затрагивала эту тему.
        А серьезно было у Арунаса Жебрюнаса в «Часе полнолуния» (http://www.kinopoisk.ru/film/45438/), где симпатии автора тоже были на стороне язычников, хоть он и не делил все так на «черное / белое», как Педро Олеа в «Акеларре».
        Еще можно вспомнить «Во времена волчьих законов» Олафа Нёйланда (http://www.kinopoisk.ru/film/118731/), хотя там язычество в первую очередь как национальная идея преподносилось.
        Вообще, Прибалтика в этом отношении в СССР языческое знамя поднимала дай боги как)))

        • Помню Слуг дьявола. 🙂 наш ответ французским Мушкетерам. 🙂 Кстати, это трилогия на самом деле. Третья часть называется «В клешнях черного рака». Она менее известна, чем первые две, но тоже веселая приключенческая комедия с теми же героями и теми же актерами.

  • oldys

    Не в этой жизни и не в этой стране. Да и потом, если справедливость начнут восстанавливать так называемые «родноверы» — уберегите нас боги от такого возрождения.

    • Роберт Виллэн

      А мне кажется, что хуже, чем при православии не будет. Все теистические религии враги прогресса.

Добавить комментарий

  

  

× 1 = 8