В результате необъяснимого природного явления, в одном южном советском городе произошла гибельная засуха. Исчезла вода, почахли растения, местность превратилось в пустыню. Но на смену ушедшим людям пришли бродячие псы. А далее на подступах к «мертвому городу» стали находить растерзанные трупы случайно забредших «туристов». И правительство сформировало специальный отряд из стрелков и охотников, которые должны были найти и перебить всех собак-людоедов…
При просмотре советских «Псов» в настоящее время, невольно возникает прямая ассоциация с недавним скандальным фильмом Алексея Балабанова «Груз 200». Роднит эти ленты запредельно-чернушный стиль и откровенная ненависть к Советскому Союзу. Если в «Грузе 200» главным прообразом чудовищно-беспощадного умирающего СССР стал маньяк-изувер в милицейской форме, то в «Псах» символом монструозного, но изжившего себя «социалистического строя» являлся совокупный внутренний облик членов санитарно-карательного отряда, приехавшего отстреливать бродячих собак. Причем нельзя сказать, что эта группа людей – сборище отпетых подонков. Правильнее отметить, что каждый из охотников – духовный мертвец, все лучшие человеческие качества которого наполовину или полностью сгнили в жизненных условиях «процветающего советского социализма». Эти стрелки участвуют в живодерской миссии отнюдь не по зову сердца к святой борьбе с людоедами, и даже не по приказу государства, а за деньги – 80 рублей за шкуру каждой убитой собаки. А еще в «мертвом городе» остались вещи ушедших жителей, которые можно прибрать к рукам. Ну а собачки опасны только для безоружных людей, а вовсе не для охотников с винтовками. Вот только не «съедут ли с катушек» сами стрелки, пока будут «мочить» одичавших псов?
Как и «Груз 200», «Псы» — не фильм ужасов, по сути своей, а тяжелейшая депрессивная драма о чудовищной сущности людской, взращиваемой теми условиями, в которых человек живет. Здесь, конечно, очевидна прямая аналогия между «человеком разумным» и диким псом. Вот только собаки стали людоедами, потому что потеряли связь с «другом-человеком» и превратились из домашних в диких зверей. А вот ведь с главными героями-людьми ничего подобного не происходило! Они жили и развивались в цивилизованном обществе! Так почему же в своих поступках «человечки разумные» ужаснее и отвратительнее диких зверей? Псы жрут людей просто потому, что им есть больше нечего в «мертвом городе». Животными движет инстинкт выживания…и не более. А вот охотники причиняют боль собакам и друг другу из-за корысти, подлости, жадности, при этом осознавая интеллектуально, что они творят. И кто же тогда, спрашивается, здесь настоящие чудовища?
Сам я не являюсь фанатичным ненавистником «советской жизни» и не считаю, что в ужасной сущности героев фильма виновато исключительно «социалистическое общество». Но другое дело, что в «Псах», как и в «Грузе 200» показано, что жизнь в СССР была катастрофически неидеальна и легко порождала чудовищных выродков, спокойно преступавших все нравственные законы и принципы. Именно этот факт всегда отрицался в СССР. Психопаты, извращенцы, серийные убийцы были только на «гнилом западе», а, типа, в замечательной советской стране их и быть не могло, по определению. Ну а на самом деле «железный занавес» и «стандартизация-уравниловка» формировала тех еще монстров в человеческом обличии, которые находили, где себя проявить…
Начинаясь как социальная «чернуха», к финалу «Псы» превращаются в настоящий полу-сюрреалистический кошмар, когда бесконечное созерцание насилия, крови, грязи, трупов животных и людей невыносимо давит на психику и мозг. А после финальных титров в ушах продолжает стоять собачий вой, причем не злобно-воинственный, а болезненно-жалостливый, испускаемый псами, когда пули рвут их тела. И единственным позитивным моментом фильма неожиданно становится последняя запись в финальных титрах: «Во время съемок не одно животное не пострадало».
Абсолютно депрессивное и бесцензурное кино. Да, и в Советском Союзе такое снимали.
Добавить комментарий