Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Смерть не подвластна никому — отзыв на мистический триллер «Маска красной смерти» (The Masque of the Red Death, 1964 г.)

 

Что значит жить без души, добровольно отказавшись от неё, принеся в жертву на алтарь эфемерной свободы, которая на самом деле — внутренняя неутолимая пустота? Что есть пир во время чумы с морально падшими людьми, не случайно с радостью остервенело изображающих скопище диких зверей по первой команде? Что значит наслаждаться процессом изменения личностей своих подопытных, коверкая их прежние устои? Что значит однажды наместнику смерти на земле встретиться со Смертью и, сорвав с неё маску, узнать свои знакомые черты?..

Это всё и есть экранизация классика Эдгара Аллана По «Маске красной смерти», поставленная Роджером Корманом с поистине замечательным актёром в интересной роли принца Просперо — Винсентом Прайсом. Надо ли упоминать о его артистическом богатстве, которое создало притягательный образ: малый жест руки, еле уловимая перемена мимики, движенье пытливых глаз, тягучий тембр – всё это создаёт знатную огранку прописанному амплуа зарвавшегося вельможи, который лукаво изрекает идеалы своего повелителя Падшего ангела, не ведающего сострадания. Сложно не вникать в экранный диалог, пускай ты только зритель, ведь затрагиваемые темы в первую очередь касаются человечности, истинной правды, морали, веры, и они универсальны и метафоричны, сколько бы лет не миновало или минует ещё. А Просперо хорош, он умеет обольщать ложью, ловко искажая правду, борясь за совращение чистой души пленённой крестьянки, вместе с тем одинаково напирая на людей по другую сторону с экрана. Спустя годы современные зрители точно так же будут восхищаться зловещей достоверностью игры Аль Пачино в «Адвокате дьявола» («The Devil’s Advocate»). Пожалуй, в этом кроется одно из главных достоинств постановки, чтоб не отпускать внимание не за счёт массовых зрелищных аттракционов кинематографа, а благодаря центровой проблематике картины, ряду психологических тестов над общепринятыми понятиями Добра и Зла. Всё это, предоставленное показательным малым обществом замка, точно весь мир на ладони, способно обличать в себе лукавую (где-то правдивую, вот что страшно) философию Просперо. И наблюдать обдуманное зрелище — одно удовольствие.

Режиссёрская находка на этом не завершается, здесь Корман нешуточный визуалист. Его краски – отдельный важный инструмент подачи пульсирующей сомнением истории, как основополагающие достоверные декорации и превосходные роскошные костюмы. Цвет не что иное, как недосказанные эмоции героев картины, точно выраженные в насыщенном интерьере. Этот замок является обителью порока, где стоит алтарь самому Сатане, созданный владельцем. Здесь давно происходят ужасные вещи, лишённые права на надежду, и каждая неестественно яркая зелёная или лиловая свеча, каждая позолоченная занавеска, да и целые комнаты, тотально утопленные в единых тонах, производят чувство накала бурлящих страстей, играя на низших человеческих инстинктах: утолить все животные потребности тела, тем самым минуя утешение души. Предоставленное гуляющим знатным гостям жильё Просперо схоже напоминает его подземные каменные сырые казематы с безумными от заточения людьми, на чьём разуме он ставит ужасные эксперименты. Только роскошные залы для пиров и маскарадов нарочно не используют инструменты пыток для внутренних метаморфоз подопытных, которых не нужно сгонять силой и заковывать в кандалы, ведь они добровольно соглашаются лишать себя человеческого вида за счёт «счастья» быть здесь, подле хозяина, дозволяющего делать, что угодно их тёмным закоулкам ущербных душ. Своего рода средневековый социальный эксперимент, как кнутом, так и пряником, который гораздо сильнее воздействует на человеческую натуру. Зачем и в чём цель? Для кукловода душ это единственный смысл бытия, Просперо, заручившись выдуманным пактом с Тёмным повелителем, избрал для себя путь искусителя, который на самом деле очень лёгок в большинстве своём, и этому служат кадры раболепного повиновения во всех пороках его собранного сообщества.

Конечно кино не «играет в одни ворота». Найдётся место антагонистам, отстаивающих свои верные идеалы в Добро, принципиально предоставленных из низших необразованных слоёв крестьян физически грязных, однако чистых внутри. Метафоричной в этом ключе станет наглядная сцена подтверждения, в которой пленный простолюдин, не умеющий держать в руках меч, одержит вверх над начальником охраны замка благодаря несгибаемой вере, не подкреплённой заумной философией, зато исходящей от самого сердца, которую нельзя уложить в правила и рамки. И мудрый (лукавым без мудрости быть невозможно) Просперо едко подметит это.

Будут философские вставки о бытие Смерти в мире, многолико странствующей среди людей, где не существует Бога или Дьявола, а только она одна, не подчиняющаяся ни одному из них. И это тоже требует осмыслений, создавая ещё одну грань киноленты.

Завершая свой текст, желал бы порекомендовать это произведение всем ценителям мистической и даже где-то социальной классики «страшного» кинематографа, которые желают взирать такие картины, в коих найдутся интересные противостояния двух начал Добра и Зла, где многое наивно и условно (кино 60-х и это оставляет обязательный отпечаток своей специфики во многих нюансах), однако ничто не случайно и введено ради выработки мыслей и рассуждений. Абсолютно бесспорно, на положительный результат влияет осмысленная литературная база заслуженного имени не забытого до сих пор — Эдгар Аллан По, но и режиссёр весьма неплох, здорово передавая всеми возможными инструментами заложенный нерв конструкции об неком инженере людских душ – принце Просперо, из дел которого впоследствии идеологически «вырастут» разные современные культовые темы хоррора, например та же франшиза «Пила» («Saw»), где в большей степени препарируется людская личность, нежели физиология.

Сюжет:

Смерть в красных одеяниях пришла в здешние земли, сея чуму…

Приехавший в деревню принц Просперо, силой увозит к себе в замок девушку-крестьянку, её любимого и отца, приказав сжечь дома, где поселилась болезнь. У него зреет план устроить роскошный карнавал-маскарад, попутно претворяя в жизнь свою сверхзадачу по обыденному превращению чистых душ в служителей своей веры Сатане, чтобы всячески обличать общепринятые устои морали и добра, играя на животных инстинктах созванной раболепной знати. Крестьяне будут сопротивляться, но хитроумные выдумки Просперо велики, поэтому уже многие отдали души Тёмной стороне…

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

Страница фильма «Маска красной смерти» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Смерть не подвластна никому — отзыв на мистический триллер «Маска красной смерти» (The Masque of the Red Death, 1964 г.)

  • Замечательный фильм, и одна из лучших ролей Винсента Прайса. Да и Корман тут доказал, что вполне может не только трэш снимать. Готическая мистическая драма — не самый простой жанр, тем более, если это экранизация самого Эдгара Аллана По.

Добавить комментарий

  

  

14 + = 15