Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Ислам против хэви-метал… — отзыв на фильм «Ангелы Сатаны» (Les anges de Satan, 2007 г.)

 

В 2003 году в Касабланке перед судом по обвинению в «поклонении Сатане и потрясении основ ислама» предстала группа молодых поклонников хэви-метал… Для арабского мира ситуация довольно стандартная — подобные процессы в разное время происходили в Малайзии, Египте и, совсем недавно, Бахрейне, но именно случай в Марокко благодаря прессе и активности правозащитников оказался наиболее известным. Настолько известным, что лег в основу фильма Ахмеда Булана «Ангелы Сатаны», позволив тому порассуждать на тему соответствия исламских правовых норм современным понятиям о правах человека, о косности мусульманского общества, о его противостоянии любым проявлениям свободы творчества и самовыражения, о той самой толерантности, наконец… Вроде бы, Марокко является одним из самых демократичных исламских государств, но стоит копнуть чуть глубже, как вся современная шелуха с него облетает, обнажая старую неповоротливую и ущербную шариатскую систему.

Естественно, что сам по себе хэви-метал как вид музыкального искусства Ахмеда Булана интересовал не сам по себе, а лишь как еще одно доказательство конфликта исламского мировоззрения с современной культурой, а в более широком смысле, с современностью как таковой. С тем же успехом его героями могли стать, например, художники или актеры, буде они оказались преследуемы исламским законодательством. Отсюда вытекает, что «Ангелы Сатаны» — фильм художественно-публицистический со всеми характерными для подобных картин достоинствами и недостатками: неудобной для властей гражданской позицией, прямолинейной четкостью сюжета, схематичной актерской игрой и отсутствием динамики. Другое дело, что увлекшись «журналистикой», режиссер несколько забыл о том, что фильм он снимает все-таки не документальный, и неплохо было бы, чтобы в кадре существовали не персонажи газетных статей, а живые люди, которым можно было бы сопереживать и сочувствовать. Но этого не происходит. Нет, какие-то попытки сделать своих героев чуть менее картонными, конечно, присутствуют: так, один из обвиняемых страдает эпилепсией, но при этом держится на допросах словно партизан в застенках гестапо, другой готов «раскаяться» и подписать все, что от него требуется, третий (журналист) с огоньком фанатизма в глазах готов расследовать малейшие проявления «исламизма» в действиях властей — но все это не более, чем ремарки в списке действующих лиц пьесы, для раскрытия которых нет ни экранного времени, ни особого желания. Слишком много персонажей, слишком много надо было успеть сказать менее чем за полтора часа действия. Правда, сцена суда (центральная в фильме) снята со вкусом и неплохим чувством юмора: чего стоит хотя бы обвинение в гомосексуализме на основании футболки с надписью «Kiss My Ass». Хотя, это нам смешно, а в арабском мире…

История с арестом марокканских музыкантов и фанатов хэви-метал окончилась достаточно благополучно: после широкой огласки и грамотной правозащитной кампании большинство было оправдано, те же, кто получил небольшие сроки, были освобождены в зале суда, поскольку отбыли их в ходе следствия. Исламское правосудие получило хороший щелчок по носу, а противники исламизма в арабском мире — лишний повод порассуждать о необходимости реформ. Конечно, Ахмед Булан — это не Вафа Султан и не Айян Хирси Али, отрицающих право ислама на существование как таковое. И его фильм, равно как и музыка, которую любят его герои, вовсе не направлен на «сотрясение основ ислама», хотя… Если потихоньку подтачивать сваи, здание когда-нибудь рухнет, не так ли?

P.S. «Через несколько недель после освобождения марокканских металлистов в Касабланке радикально настроенные исламисты одновременно атаковали пять объектов, среди которых были отель и ночные клубы. Было убито 45 человек», — говорится в постскриптуме к «Ангелам Сатаны». Почувствовать разницу между «сатанистами» и исламистами предлагается зрителю.

Страница фильма «Ангелы Сатаны» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

33 − = 29