— Понаехали тут!
— Пусть валят отсюда!
— Их сюда никто не звал!
Это из фантастического боевика, из выпуска новостей, или это крики на автобусной остановке у дома? История универсальна: меняются страны и эпохи, но «предрассудки стары», в один далеко не прекрасный день «мы и они» превращается в «мы или они». Сегрегация белого и «цветного» населения в Америке. Режим апартеида в Южной Африке. Бунты эмигрантов в Париже. Закрытие Черкизона в Москве. Прибытие инопланетян в отдельно взятый регион планеты.
«Вопреки ожиданиям, инопланетяне приземлились не на Манхеттене», — сколько лет поклонники фантастики ждали этих слов. Да, именно так — не агрессивное вторжение, не пафосное «Я пришел с миром», не дискотечные огни корабля-навигатора, а серая неэстетичная туша мертвого корабля, висящая над разлагающимися трущобами на окраине Йоханнесбурга, там, где люди не научились сосуществовать друг с другом, не то что с пришельцами.
Нил Бломкапм совершил практически гражданский подвиг, отобразив реалии своей страны — Южной Африки — пусть даже в такой аллегорической форме. Именно такой мощный социальный подтекст возвышает этот фантастический (во всех смыслах!) фильм над другими — исключительно развлекательными — образчиками жанра. Что я запомнил из «Трансформеров»? Мельтешение цветных пятен. «Район N9» не отпустит вас так скоро. Бесконечные ряды трущобных построек (все они реальны, только хижина с «запчастями для НЛО» была построена специально для съемок). Человеческие дети и дети инопланетян, копающиеся в мусоре. «Социальные» работники, стучащиеся в дома с автоматом наперевес. Сожжение инопланетных эмбрионов с улыбкой в репортерскую камеру. Мутирующие желтые глаза…
Я был поражен игрой актера-дебютанта Шарлто Копли. Трудно представить себе актера, с одной стороны, более НЕ подходящего на роль героя фантастического блокбастера, а с другой стороны, более подходящего на эту роль: Викус Ван Де Мерве — маленький человечек, офисный бюрократ (момент, когда, вставая после интервью в офисе, его герой запутывается в беджике и наушниках, говорит о нем и его характере больше, чем самое объемное досье), он попадает в ситуацию столь чудовищную, что кровь стынет в жилах. Или это уже не кровь… После просмотра фильма трудно представить на его месте кого-то другого, а ведь он даже не профессиональный актер, а знакомый режиссера Бломкампа, снявшийся в его «пробной» короткометражке «Alive in Joburg» в десятисекундной «роли» снайпера. Похожие эмоции среди киноперсонажей у меня вызывал, наверно, только герой Джонатана Прайса в «Бразилии». При этом Викус даже более сложный персонаж — если бы он вызывал только сочувствие и сопереживание, это была бы половина успеха, но в том то и фокус, что он — не герой, даже в «героических» обстоятельствах он может быть и растерянным, и отчаянным и даже… подлым, отталкивающим. Он — настоящий.
Итог закономерен — кассовый успех фильма, место в Топ50 списка IMDB, и пронзительное ощущение узнавания… предчувствия… предупреждения… Именно такие чувства и должна, на мой взгляд, пробуждать настоящая фантастика.
(с) dmitrythewind, 2009
От себя также отмечу, соглашаясь со всем вышесказанным, что помимо социально-гуманитарной проблематики, мощно продемонстрированной на экране, фильм также является и крутым боевиком, снятым в стилистике «Черного Ястреба» Ридли Скотта. Поэтому любителям качественного и ураганного экшена также стоит посмотреть «Район №9″.