Весьма любопытный триллер даже из-за своего дуализма. Вначале пред нами распахивает двери загадочная иррационально пугающая история, навевая неспешный шлейф, с главной героиней – актрисой приглашённой в отдельно стоящий особняк где-то в Канаде. Здесь она должна проживать рядом с хозяином дома и его помощником, изображающих проведение проб на роль в фильме. Собственно, всё сводится к эффекту чего-то недосказанного, беспочвенно подозрительного, упрятанного пока дурным семенем в милых улыбках и похвальбе её таланта, произносить предложенный текст ради записи на плёнку. Лишь малые намёки интуитивно подсказывают о неладном, как по заказу: телефонная линия не работает, автомобили сломались, снаружи неустанно валит снег, по слухам предложенная роль досталась от другой актрисы, которая точь-в-точь новая кандидатура… Подобный ход построения остросюжетной киноленты можно отнести к «уютным триллерам», где зритель вместе с центровой героиней вынужден замкнуться в стенах одного извечного дома, психологически атакованный намёками и малыми заделами к чему-то тайному и обязательно страшному в такт свистящей за окнами вьюги, но и покинуть эту обитель, не предвещающую радужную разгадку, невозможно. Виной тому стужа и лесной простор. Вот и выходит, что созерцаешь на экране тревожные тщетные попытки хрупкой женщины, впутавшейся в роль расходной фигуры на шахматной доске, которые так виртуозно расставляет зачинщик смертельной партии. Он всё просчитал на десятки ходов вперёд, уготовив себе заведомую победу.
Игра в шахматы не случайно часто приводится в фильме тут и сям, она что-то вроде метафоры всего стержня произведения, можно сказать, база главного нерва. Ведь показанная жизнь героини — не что иное, как попытка спастись в замкнутом пространстве особняка, чьи границы нельзя покинуть, точно пешка застряла на квадратной доске. Но не навечно – фигура обязана всё время делать очередной ход, подстраиваясь к нападкам пары соперников, наступающих на неё отработанной техникой. Кто кого обыграет и что за приз достанется победителю?..
Я бы охарактеризовал первую половину именно как начальные передвижения слабых фигур, только сужающих кольцо вокруг Короля – символу жизни героини. Когда в середине хронометража кино неожиданно производит более шустрые манёвры, злодеи объявляют шах и мат, играя в открытую! Дружелюбные маски будут сброшены, всё называется своими именами, разоблачая беспощадный план с участью стать расходной монетой, и промедление смерти подобно. Но что может простая женщина, живущая в плену у жестокого криминального гроссмейстера, чьё сострадание так же холодно, как погода за окном? Пожалуй – ничего… Но она — актриса, её именно избрали благодаря этому таланту. Выходит — это есть единственное оружие защиты! Нужно так изображать чужие личины, чтоб тебе искренне верили, нужно прятать одолевающий страх, играя живьём без тени фальши, иначе внимательный зритель-убийца уличит обман. В этом и кроется любопытство к фильму – до последнего неизвестно чья хитрость одержит вверх.
«Смерть зимой» способен вырабатывать сопереживание, подолгу интриговать, попутно конструируя отличные сцены истинного триллера. Например, превосходный ход обыгрывания ситуации, когда в дело вступает прибывшая полиция и казалось бы партия злодея провалилась, ведь мольбы о помощи похищенной женщины достигают ушей служителей правопорядка… Только ей не верят. Правда легко извращается и заведомые спасители безучастны. Надежда лишь на себя, а это по-настоящему пугает.
Этот фильм, как снежный ком набирает обороты, зачавшись на невинной точке отсчёта, под конец, превращаясь из психологического криминального триллера в откровенную охоту-противостояние ценою в жизнь, где нужно убивать, чтоб не убили тебя. Одно из правил шахмат, не правда ли?
В итоге произведение по хронометражу неминуемо перетекает во всё более суровые правила игры, в апогей вовсе являя схватку меж жертвой и хищником с «обязательным» окровавленным лезвием ножа, однако в этом его прелесть, позволяющая наблюдать, как вынужденный человек проходит стадии метаморфоз по борьбе за свою жизнь. Тем более, здесь нередко жанрово препарируется фраза «вся жизнь – игра», требующая от всех персонажей бороться за свои интересы, избирая разные вариации «кошек-мышек».
Увлекательный триллер с интригующими проблесками и постоянным набором оборотов с раскрытием новых тайн, который однозначно достоин просмотра любителям подобного направления.
PS: Хочу выразить благодарность Ире (irina15) за рекомендацию к просмотру интересного фильма.
Сюжет:
Актриса Кэти, придя на кастинг, сразу получила лестное приглашение приехать в Канаду для проведения проб в готовящийся кинофильм. Распрощавшись с мужем, она оказалась в заснеженной холодной местности, поселившись в уединённом особняке. Здесь проживающий владелец и его помощник приказали изменить внешность, чтоб походить на былую исполнительницу роли, которая как две капли воды походит на Кэти. Вначале нужно только произнести свой текст в камеру, и дождаться пока не заработают телефоны с вдруг сломавшимися машинами, но вскоре женщина понимает, что на неё совсем другие планы далёкие от кинобизнеса…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Спасибо за отзыв, Рома. 🙂 Редкий триллер, когда внимание и напряжение не ослабевает ни на минуту, но нарастает, как снежный ком. С каждой сценой положение фигур меняется, партия беспощадная и умные противники так и ждут промаха друг друга. Как кощка с мышкой. Артур Пенн — мастер криминального триллера. И этот фильм, как и его же «Бонни и Клайд» — яркое тому доказательство.
Тебе спасибо 🙂 Кстати, в фильме есть один забавный момент-эпизод, где владелец дома подписывает сам себе автограф от одного очень известного замечательного актёра. Этот момент виден на второй фотке снизу.
Хотелось бы, чтобы на сайте побольше было отзывов на фильмы выдающихся режиссёров. Кстати, Роман, если не смотрел, посмотри «Бонни и Клайд». Это, конечно, не хоррор, но фильм не зря стал классикой.
Хороший совет, правда, уже видел, так как Фэй Данауэй в интересной роли упустить не мог 🙂
У него, кстати, и брат выдающийся художник, только в области фотографии — Ирвин Пенн.
По-моему, в обширной фильмографии Пенна «Смерть зимой» и «Ночные ходы» единственные триллеры.