Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

На круги своя… — отзыв на фильм «Фантазм 4» (США, 1998)

 

Фантазм 4: Забвение (Phantasm IV: Oblivion, США, 1998)

После операции, совершенной Верзилой, Майк обретает сверхъестественные способности, но вместе с тем понимает, что дни его сочтены. Майк переносится в прошлое и узнает, что ранее тело Верзилы принадлежало ученому-исследователю по имени Джебедайа Морнингсайд. Майк пытается изменить прошлое, чтобы Верзила не появился в их мире. Реджи спешит ему на помощь, чтобы вступить со злом в последний бой.

Не думаю, что у «Фантазма 4» много поклонников. В нем нет драйва 2-й или 3-й серии, при этом он еще более фрагментарен и сюрреалистичен, чем оригинальный  фильм. Но именно поэтому лента оказалась мне близка. Кроме того для удешевления съемок Коскарелли максимально использовал тот самый полуторачасовый вырезанный материал из первой части, мастерски «склеив» новые съемки со «старыми». То, что на экране действуют те же самые актеры, но с разницей в 20 лет, дает удивительный гипнотический эффект. В результате получился киноэксперимент, уникальный в своем роде. Никаким гримом не добьешься мистического эффекта мгновенного омоложения и, наоборот, состаривания героев. Эффект ностальгии силен – мы видим прошлое, которые уже не можем изменить. Для Коскарелли «Фантазм» так и остался мечтой, причудливой фантазией, растянутой на 20 лет, и теперь он монтирует не просто снятый материал – он монтирует само время: вот взрослый Майк, потерянный и отчаявшийся, превращается в бесстрашного мальчишку, для которого нет ничего невозможного, а вот по мановению волшебной склейки вновь стареет на 20 лет.

Использование старого материала сделало необходимым сюжетные «флешбеки», когда мы узнаем много чего нового из жизни героев. Мы увидим, как Верзила впервые появился в городе. Узнаем, что Майку удалось одержать верх над Верзилой… но быть обманутым. Все эти фрагменты трудно стыкуются в одно целое… но это создает очень правильное медитативное настроение. Майк при этом превращается в персонажа чуть ли не гамлетовского уровня – он знает, что Верзила «пометил» его, что его судьба предрешена, он бежит от друзей, чтобы они не были свидетелем его трансформации. Коскарелли выбирает удивительные по силе кадры, отражающие душевное состояние героя – выжженную невадскую пустыню, пустынный Лос-Анджелес… Ангус Скримм при этом получает шанс не просто еще раз сыграть свою коронную роль, но и впервые во франшизе сыграть «не монстра», а увлеченного ученого Джебадайю, пойманного в ловушку злых сил. Героическая линия Реджи становится второстепенной, но не менее яркой – его короткое знакомство с незнакомкой, попавшей в аварию, и их единственная ночь в заброшенном мотеле – один из самых сильных и страшных эпизодов во франшизе. Главное отличие «Фантазма 4» от предыдущих серий – герои понимают, что у них нет шанса победить зло. Но они не могут просто так сдаться, но делают это по-разному: Реджи – очертя голову, напролом, Майк – путем долгой подготовки и медитации. Очень странно и нелепо заканчивает свой путь персонаж брата Майка – Джоди; мне кажется, Коскарелли так и не смог придумать для него внятную мотивацию. Верзила исчезает в телепорте, забрав то, что искал на протяжении всех четырех серий. А герои Майка и Реджи… можно сказать, что они исчезают во тьме, но эта тьма – не преисподняя, и не кладбищенский мрак. Это – прошлое, которое было… и прошло.

Раз уж за последние тринадцать лет Коскарелли так и не снял пятой серии и взялся за организацию ремейка, можно сказать, что на этом франшиза «Фантазм» завершилась. Это грустный финал. Никто из ведущих актеров франшизы так и не добился известности. Низкие кассовые сборы превратили «Фантазм» в нишевой продукт, известный разве что ярым поклонникам жанра, а потому не претендующий на массовую популярность. По той же причине Верзиле не достались лавры Фредди Крюгера или Джейсона: попросту говоря, его не оценили по достоинству. А ведь в его пластике и уникальной мимике был куда больший потенциал, чем в монументальности Джейсона или упорстве Майкла Майерса. История могла бы сложиться иначе, не вмешайся в сюжетную линию студия, и не реши Коскарелли ввести в сюжет черный юмор. Впрочем, «Фантазм» с самого начала был слишком авторским, личным проектом, чтобы снискать лавры других многостаночных франшиз. Даже Верзила оказался слишком интеллигентным и сложным персонажем для «хоррор-злодея». Что ж, популярной франшизой «Фантазм» не стал, но остался уникальным кинематографическим опытом, повторить который сможет лишь группа молодых и талантливых кинематографистов, на протяжении 20 лет готовых самоотверженно снимать одну большую киносагу. Где ж таких найдешь?

Финал четвертой части — финал франшизы — впервые не сопровождается «коронной» фразой Верзилы и звоном разбитого стекла. Это очень тихий и медитативный финал. Время вышло. Всё возвращается на круги своя. Завершив свой обреченный путь в настоящем, герои переносятся в прошлое, чтобы исчезнуть во тьме, так и оставшись молодыми. Это и есть магия кино. Это – «Фантазм».

Страница фильма «Фантазм 4: Забвение (Phantasm IV: Oblivion, США, 1998)» в КЛУБ-КРИКе

<— Отзыв на «Фантазм 3»   «Отзыв на Фантазм» —>

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

+ 89 = 98