«Пила». Ммм… «Астрал». Мда… — один режиссер. Два фильма. Два совершенно разных фильма.
Первый, «Пила» — есть олицетворение если не гениального, превосходного кинематографа то хотя бы исключительно атмосферного, мастеровито-обыгранного и просто восхитительного кина. А второй, исключительно в данном шорт-листе, — это убогое, плоское и банальное зрелище, цепляющие исключительно своими техническими компонентами, сделать которые удалось на редкость качественно.
Углубившись в небольшой список произведений Джеймса Вана, можно охарактеризовать карьерный путь режиссера весьма двусмысленно: начав с малоизвестного австралийского ужастика, продолжил он все это идеальным балансом между триллером и драмой в лице «Пилы» и (оставим разговор о прочих его лентах в силу того, что Ваш покорный слуга в глаза ни «Dead Silence», ни «Death Sentence», ни уж тем более «Doggie Heaven» не видел) снял еще один якобы крутой фильм — «Астрал», успевший отхватить высокие рейтинги и даже признания лучшего хоррора ever_made. Вот только кино это пугает лишь добрую треть, делая финальный аккорд-акцент далеко не на том, что является «хорошим тоном» для гениального кинематографа.
Первая часть, так сказать «завязка», пугает не на шутку, учитывая, что мы ничего не знаем ни о том, что происходит, ни о том, как. И, согласитесь, смотреть на то, как из детской доносятся страшные, хриплые голоса, а на кухне ни с того ни с сего появляется красномордый демон — не просто любопытно, а зверски интересно, ведь давно никто из нас не видел действительно достойного ужастика.
Но акт второй и кульминационная развязка в купе с бездарным финалом приносят лишь разочарования, делая из неплохого, жанрового образца, некое смутное подобие сентиментально-дебильного представителя хоров класса «B» и ниже. Да, поиграть на чувствах героев стоило, но дисбаланс ощущается уже в середине, когда невнятные диалоги мешают правильно воспринимать происходящее. Как по мне, то пускай вялые, однотипные и ни разу не активные в проявлении гаммы чувств актеры закроют свой рот и пойдут искать всяких там «улыбающихся безумцев-киллеров» и прочих представителей «астрала». Гротескный демон предстал в образе настолько бредовом, глупом и примитивном, что сразу же я вспомнил про мизерный бюджет. Нет, это, безусловно, подвиг: снять хороший ужастик за такие деньги, но подвиг какой-то странный, в нем нет изюминки.
Есть просто адекватная и приемлемая, оригинальная и яркая операторская работа. Разнообразие камерных постановок и «домушные» элементы, оставшиеся явно от «Паранормального явления», режиссер которого здесь выступил в качестве всего лишь продюсера, очень точно характеризуют тематику картины, особенно подчеркивая те места, которые превращают немалоизвестную ленту Орена Пели в нечто живое, более динамичное, менее статичное и скудное на захватывающие ракурсы. К слову, и монтаж не подкачал, поскольку интерес подогревала не столько неплохая музыка, сколько нетипичная постановка, которая, при всей своей вычурной трогательности, не тяготит ненужным балластом, а предстает исключительно в образе жанровых клише, часть которых была удачно исковеркана и улучшена.
Однако фильм от этого лучше не стал. Он все такой же интересный, антуражный и где-то даже классный. Но нет в нем того исключительно, уникального, эксклюзивного движущего элемента, способного сделать из примитивного, допотопного хоррора именно что Кино с большой буквы. Нет и подоплеки, которая порой все же вытягивает из бездны безнадежности. Зато есть характерные черты других страшилок. И даже не столько характерные, сколько приевшиеся и обыденные, банальные и типичные, скучные и слишком простые.
«Представителя хоров класса «В»» — мм, что ж это за хоры такие? 😀 Необычный взгляд, из последних строк я вообще не понял, к чему претензии, но согласен, что когда самого демона показали во всей красе, страх сразу же куда-то делся, уступая место драйву и экшену. Но все, что было до этого, выглядело нереально жутко: и появляющееся лицо в комнате, и силуэты в окне, и дикие крики из радионяни. В целом, очень добротный жутик. Для меня из развлекательных «Бу-страшилок» стоит на 3-ем месте после «Затащи меня в ад» и «Зеркал».
«способного сделать из примитивного, допотопного хоррора именно что Кино с большой буквы…» — вот в этом и проблема восприятия хороших фильмов у некоторых зрителей. Для получения удовольствия не стоит ждать от каждого нового фильма шедеврального откровения, достаточно просто быть готовым к грамотно снятой картине, какой и является «Астрал». Достоинств в нем куда больше чем недостатков, и это действительно добротный жутик.
Да, согласен с Адексеем. Фильмы-откровения редко снимают, тем более в нашем жанре. Лично я любой грамотный фильм смотрю с удовольствием, заранее не ожидая ничего.
Ага, зато как приятно бывает, когда не ожидаешь от фильма ничего сверхъестественного, а получаешь что-то очень крутое и по-настоящему качественное! Как пример, «Дитя тьмы», ИМХО, один из лучших фильмов про детей убийц!)
Мне фильм тоже понравился. Спокойный, мрачный, без излишней истерии и, что для меня тоже важно, без грубых ляпов в части мистики.