Регина Зиглер – признанный немецкий продюсер, делающий ставку на артхаусное кино. Её короткометражные проекты выпущены на отдельных дисках во многих странах мира. В частности, известно 10-дисковое издание «Шедевры мировой эротики», в котором приняли участие знаменитые мастера артхаусного кино со всего мира (Пётр Зеленка, Хэл Хартли, Йос Стеллинг, Сьюзан Сэйделман, Кен Рассел).
Режиссёр данной короткометражки Роза фон Праунхайм – не менее интересная фигура. Этот неординарный режиссёр пришёл в кино Германии во второй половине 1960-х гг., то есть примерно тогда, когда появилась немецкая новая волна. Но, в отличие от Райнера Вернера Фассбиндера, Вима Вендерса, Вернера Херцога, Фолькера Шлёндорфа и Маргаретты фон Тротты, которых знает весь мир, Роза фон Праунхайм так и остался деятелем немецкого авангарда, подобно Вернеру Шрётеру и Александру Клюге. Также он не получил никакого кинообразования (окончил ремесленное художественное училище и факультет живописи Высшей школы искусств), а потому начинал карьеру как режиссёр-любитель. В 1971 году осознаёт свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, разводится с женой, актрисой Карлой Аулаулу, и берёт себе псевдоним Роза (в честь розового треугольника, который носили на робе геи в гестапо) фон Праунхайм (в честь района Франкфурта-на-Майне, где жил с 1954 по 1961 гг.) В то же время снимает знаменитый фильм «Не гомосексуал извращён, а общество, в котором он живёт», который впервые привлёк широкое внимание к проблемам геев в Германии. С тех пор почти всё творчество Розы фон Праунхайма посвящено гей-теме. За 45 лет своей творческой жизни он снял 66 игровых, документальных и документально-игровых фильмов и стал одним из ведущих режиссёров немецкого авангарда. Обилие закадровых комментариев, яркая публицистичность, дискуссионность, обращение к острым социальным проблемам Германии и мира, полемический задор – это основные отличительные черты его стиля.
Короткометражка «Можно я буду твоей жареной колбаской?» вовсе не исключение. Она посвящена восприятию тела в массовой культуре, которое, как известно, интересно там исключительно с сексуальной стороны. Именно поэтому на главную роль режиссёр выбрал действовавшего на тот момент порноактёра Джеффа Страйкера, который, впрочем, знаком и хоррорманам по одной из главных ролей в фильме Клаудио Фрагассо «После смерти». Его герой, о прошлом которого ничего не известно (да это и неважно для сюжета), приезжает в Голливуд и поселяется в отеле, после чего все постояльцы начинают сходить по нему с ума. Он воспринимается чем-то вроде смутного объекта желания для самых разных людей, начиная от матери управляющего отелем и заканчивая юной подражательницей Мэрилин Монро. В связи с этим в работе Праунхайма в сатирическом ключе представлены многочисленные сексуальные фантазии, где Джефф Страйкер предстаёт в образах то Джона Ф. Кеннеди (намёк на возможную сексуальную связь между ним и реальной Мэрилин Монро), то великого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, где нашему взору представляется неофициальная версия аварии на голливудском шоссе, в которой и погиб режиссёр. Последняя же фантазия становится апогеем всего действия, ибо мы станем свидетелями каннибальского пиршества, где в качестве главного блюда – Джефф Страйкер, которого съедают целиком, не побрезговав даже его внушительным мужским достоинством.
Эта трэшевая короткометражка (вот он, истинный трэш!) значима ещё и потому, что в ней заявлена ещё одна тема – любовь-страсть на грани безумия, которая позднее найдёт своё воплощение в полнометражном фильме Праунхайма «Твоё сердце в моём мозгу», основанном на преступлении каннибала Армина Майвеса, который в 2001 году съел своего любовника с его добровольного согласия.
Впрочем, и без влияния других фильмов тут не обошлось. Сама история, когда прибывший в отель незнакомец становится объектом страсти сразу многих людей, напоминает «Теорему» Пьера Паоло Пазолини, а исследование тонкой грани между любовью и безумием явно навевает воспоминания о гениальном фильме Нагисы Осимы «Империя чувств».
Конечно, «Можно я буду твоей жареной колбаской?» предназначена не столько для интеллектуального, сколько для эмоционального восприятия, о чём свидетельствует и название, явно настраивающее на несерьёзно-трэшевый лад. Праунхайм откровенно потешается над массовой культурой, над «фабрикой грёз», где тело (как правило, женское) представляет интерес исключительно как кусок мяса (потому и введены в сюжет каннибалы), а вовсе не как объект эстетики. Восхищение красотой тела подменяется животной похотью, а смысл жизни в культуре массового потребления сводится исключительно к внешнему комфорту, в том числе и в половой сфере. Ещё Мэрилин Монро говорила, что Голливуд – это то место, где тебе заплатят миллион долларов за поцелуй, но ни цента не дадут за твою душу.
Фильм Праунхайма – это взгляд иностранца на Америку, который в чём-то и объективнее взгляда изнутри страны (это ведь только у нас считают априори всё клюквой, что было снято и написано о России во всём мире). До Праунхайма неутешительный диагноз американскому обществу поставил Микеланджело Антониони в своём шедевре «Забриски Пойнт», а после критически взглянул на американские ценности и Вим Вендерс в «Земле изобилия».
Обидно больше всего то, что такое кино – честное, умное, неполиткорректное – ещё долго не доберётся до российских экранов. А с нынешними законами в ряде городов (например, в Питере), так и вовсе до следующей революции.
Награды и номинации: TEAM AWARD — Stuttgarter Filmwinter (Германия) 2001; фильм-участник международного ЛГБТ-кинофестиваля в Сан-Франциско, ЛГБТ-кинофестиваля в Майами, международного кинофестиваля в Варшаве
Продолжительность фильма — 27 минут
6,5/10
27. 07. 2012
Интереснейшая рецензия, спасибо! Сначала я подумал, что вы явно ошиблись, когда писали о женщине (!) по имени Роза 🙂 в мужском роде, пока не прочитал дальше. Потом у меня мурашки побежали по коже после «съел своего любовника с его добровольного согласия» (ужас здесь не в интимной близости, а в словосочетании «добровольное согласие»). И, конечно, точное и жесткое определение женского тела как «куска мяса» в массовой культуре, по сути своей. Как же все-таки ужасен наши мир, честное слово! И фильмы ужасов, не такое уж и кривое его отражение в искусстве…
Да, потому я и люблю хорроры. Хотя это скорее комедия ужасов, чем чистый хоррор. Праунхайм мне давно интересен. Я бы очень хотел посмотреть его «Твоё сердце в моём мозгу». Вообще это, конечно, вопиющий был случай. Они, кстати, этот каннибализм ещё и на видео сняли. Суду пришлось смотреть 4 часа всего этого, поэтому заседание было закрытым. Майвес в конце концов был приговорён к пожизненному заключению. В 2006 году в Германии был снят ещё один фильм об этом шокирующем событии — «Каннибал из Ротенбурга», причём с хорошим актёром Томасом Кретчманом в одной из главных ролей.
Ок, перешли с сего момента 🙂 А Кретчман вообще наш человек, с его участие немало «страшных» фильмов.
Тоже слышал про этот случай добровольного каннибализма, и что фильм есть (вот даже два оказывается), но настолько газетная статья впечатлила, что даже смотреть побаиваюсь.
По ходу появляется идея, для тех Авторов, кому будет это интересно, публиковать очерки на сайте о реальный ужасных происшествиях, которые потом нашли свое отражение в кино или в литературе. Причем не с позиции «чернушной» криминальной хроники, а именно с точки зрения истории, отобразившейся в искусстве.
Да, это было бы интересно. Криминальную хронику я сам не люблю, а вот насколько реальность отображена в фильме — это другое дело.
Их на самом деле три — «Твоё сердце в моём мозгу», «Каннибал из Роттенбурга» и «Каннибал». Первые два — фильмы серьёзные. Последний — не знаю. Четвёртым фильмом можно назвать то, что они сами сняли — маньяк и жертва. Видео на 4 часа было приложено к делу. Второй я на скачку поставил. Кстати, его снял режиссёр «У холмов есть глаза 2», поэтому многие и ждали, что это будет что-то вроде того фильма.
Забавно, ещё и американцы в 2006 году «Каннибала» сняли всё о том же. Но хотелось бы более серьёзное исследование этого случая, а не примитивный каннибализм. Само это событие мне напомнило «Корриду любви» Нагисы Осимы, тоже основанную на реальном случае. Всё-таки Осима снял очень глубокое исследование любви до смерти.
Отличная рецензия! Это даже не рецензия а целая лекция — статья, интереснейшая и познавательная. Спасибо!
Кстати о Розе.. Вспомнилось офф топ. У нас в Латвии был такой депутат в начале 90-х, декларированный гей. Он свою фамилию сменил на Силарозе (голубая роза). И под ней и баллотировался, и работал. Видими, не все у них так просто с розами. 🙂
Кстати, Праунхайм и родился в Риге. Но это ещё во время войны. В Латвии он не жил, конечно. Скачал ещё один его фильм. Но этот вряд ли к хоррору можно отнести.