Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Новый завет» вервольф-кино — отзыв на фильм «Вой» (The Howling, 1981 г.)

 

Уж как-то так случайно получилось, что два лучших фильма в «вервольф-жанре» вышли практически одновременно. Джон Лэндис со своим «Американским оборотнем в Лондоне» — пожалуй, главным шедевром жанра, опоздал всего на 7 месяцев, Джо Данте с «Воем» подсуетился раньше — в конце января 1981, хотя Лэндис своего оборотня задумал еще в 60-х, а Данте в проект попал случайно, но стал одним из самых неслучайных людей в жанре хоррора и, безусловно, культовой фигурой для всех поклонников фильмов про оборотней.

Первые фильмы про оборотней, такие как «Оборотень» и «Человек-волк», появились в 40-х, они же заложили краеугольные камни стереотипов про этих опасных тварей, но в конце 60-х жанр пришел в упадок, как, впрочем, и жанр ужасов вообще, фильмы про оборотней и вампиров перестали приносить прибыль, соответственно этому быстро упало их качество и постепенно они стали уделом самых низкопробных студий и самых заштатных «грейндхаусов». «Вой» стал первой ласточкой возрождения жанра и новой грандиозной вспышки популярности оборотней, не угасшей до сих пор.

Итак, шел 1981 год, у руля нового проекта, в основе которого лежала книга Гэри Брэнднера, уже стоял Джо Данте. Молодой, еще не самый опытный, едва набравший кое-какую популярность после «Пираний», он вовсе не рассчитывал, что очередной малобюджетный ужастик станет его подлинным триумфом. Уверенный в провале, он с неохотой взялся за брошенный Джеком Конрадом фильм. Но энтузиазм, любовь к кино, доходящая до фанатизма, желание проявить себя в любимом деле сделали свое — Данте с упоением отдался работе, несмотря на мизерный гонорар и крошечный бюджет. Для студии AVCO Джо был просто находкой — привычка работать быстро и дешево пересекалась в нем с уступчивостью и большим талантом.

Самая большая сложность заключалась в желании молодого мастера поразить зрителя спецэффектами, а денег на это катастрофически не хватало. Художник Рик Бэйкер, горевший идеей делать оборотней, не смог участвовать в съемках, поскольку задолго до них дал обещание Лэндису, но зато подсунул в «Вой» своего приятеля и ученика, поэтому грим и эффекты в двух хитах значительно перекликаются. Из-за бюджетных ограничений снимали фильм в 2 этапа — сначала сырую версию, в которой оборотни почти не появлялись, поскольку денег хватило только на создание впечатляющей башки оборотня, затем был тест просмотр, на котором Данте посетовал на нехватку средств. Денег добавили немного, но используя на общих планах мультипликацию, Данте и его гримеры оттянулись на крупных планах — превращение героя Пикардо в оборотня было признано революцией в гримэффектах, а внешний вид оборотней стал наиболее распространенным в кино. Известно — фантазии при небольших деньгах негде разгуляться, но некоторые сцены фильма сделаны настолько впечатляюще и волнительно, что до сих пор не понять, как же это сделано — без привычных компьютеров и миллионных вложений?!

Сценарий переделывался много раз, чтобы больше следовать книге, пока не появился Джон Сейлз, сценарист «Пираний» и «Аллигатора», и не посоветовал плюнуть на книгу и снимать так, как кажется эффектнее и увлекательнее. Данте сделал именно так, но испортил отношения с писателем, который обиделся за измененную концовку и сатирический подтекст, и с большей радостью работал над сиквелами, точной же экранизацией романа стал «Вой-4», названный поэтому «Первоначальным кошмаром», — слабенький фильм с парой интересных сцен).

Вдохновившись советами Сейлза, Данте допустил в фильме второе, сатирическое дно, не свойственное жанру в те годы вообще. Исследуя истоки оборотничества, Данте прослеживает путь падения человека — не зря в фильме столько говорится об отличиях человека и животного и об их пограничном состоянии. Оборотни отдыхают на курорте, где их пытается контролировать более-менее адекватный психотерапевт, кто-то из них ненавидит свою звериную сущность, кто-то с удовольствием освобождает инстинкты и потакает ей. Решения — в моральной сфере. Пугающий Эдди был уродом и убийцей еще до превращения, психотерапевт не пытается бороться с инстинктом, но пытается заставить своих подопечных мириться с законами общества, нимфоманка Марша ищет плотских наслаждений, но заметьте, когда с главной героиней, Карен, все-таки случается неизбежное, даже внешне она значительно отличается от остальных. Как ни крути, Данте играет с морально-психологическим аспектом оборотничества.

Очень много для успеха фильма сделала Ди Уоллес. К 1981 году она снялась в двух десятках сериалов, блокбастере «10» и знаменитом «У холмов есть глаза», и, следовательно, имела влияние. Ди — не из тех тупых орущих «ходячих сисек», которых полно в жанре. Она — как и Джейми Ли Кертис, несмотря на специфичность жанра, действительно блестящая актриса! Ей веришь все время! Не разделяешь героиню и актрису, а это бывает так редко, особенно в ужастиках, и сочувствуешь ей искренне. Кстати, именно Ди привела в фильм своего жениха Кристофера Стоуна, именно ей мы обязаны щадящей сценой превращения в финале, и ей, отказавшейся наотрез сниматься, если в фильм будет добавлен еще хоть один кадр с обнаженкой, мы благодарны малым количеством последней. Ди играла далеко за границами жанра, играла гораздо лучше, чем того требовал уровень фильма.

А Данте был гораздо больше, чем просто еще один ремесленник «кое-как, лишь бы студия довольна». Он проявил себя фантазером, искателем новых форм и идей, настоящим художником. Поэтому Спилберг пришел в восторг от «Воя», и это решило судьбу Джо — через несколько лет он уже снимал «Гремлинов», сделавших его поистине знаменитым, но легендой он стал именно благодаря «Вою» — хотя сначала этого никто не осознал.

«Вой» не из тех фильмов, которые номинируются на Оскар, хотя свою порцию жанровых наград он получил (Сатурн, Авориаз), и не из тех, что собирают миллиарды. Но он — серый кардинал целого поджанра — скромный, но дико значимый. Я обожаю «Американского оборотня», в нем все сделано на порядок лучше, но без «Воя» Лэндису бы никто не дал 10 миллионов на его проект. Без «Воя» умирающий поджанр не получил бы такого мощного толчка и не обрел бы новую жизнь в сотнях картин. Без «Воя» нам бы не с чем было сравнивать прочие фильмы жанра, мы бы потеряли своеобразный ориентир. Без «Воя» не было бы «Гремлинов», не было бы многих штампов, без которых не обходится ни один фильм про оборотней, да и вообще оборотни были бы другими.

Уникальный в своем роде фильм уникального режиссера — с манящей атмосферой, революционными эффектами, блестящими актерами, ставший генератором идей многих творцов в жанре. Если брать его в контексте кино вообще — не самое обязательное, но вполне достойное зрелище, в контексте жанра — шедевр и этапный фильм, открывший новую страницу в новой истории кинематографа.

10 из 10

Страница фильма «Вой» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 9, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария «Новый завет» вервольф-кино — отзыв на фильм «Вой» (The Howling, 1981 г.)

Добавить комментарий

  

  

− 1 = 7