Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Город грехов глазами стрекозы — отзыв на триллер «Видок» (Vidocq, 2001 г.)

 

Первое, что бросается в глаза при просмотре этого фильма — раздражающе-неприятные крупные планы. Цифровая камера, впервые в истории получившая право снимать полноценный художественный фильм от начала до конца, — выбрасывает на экран неподготовленному зрителю огромные пористые носы с волосками, бугристые щеки, дряблые груди, гнилые зубы и слюнявые рты. Кажется, режиссер планомерно отталкивает от своего детища потенциальных зрителей. Ан нет: преодолев короткие мгновение неприятия и странных ощущений новизны и недопонимания, ты втягиваешься в этот мир и начинаешь видеть его глазами пролетающей мимо стрекозы — таким, каким его видит режиссер со странным именем Питоф.

Вместе с ним зритель окунается в удивительный и жуткий мир и даже не возникает мысли о том, что этот «город грехов» — знакомый всем и каждому Париж. Да, это не тот Париж, который мы привыкли видеть, в том числе и в исторических фильмах. Питоф взмахом волшебной цифровой камеры и компьютерной обработки превращает «город любви» в некое подобие разлагающегося трупа, каким представлен «Готэм Сити» у Бёртона или тот же «Город Грехов» у Родригеса. С высоты птичьего полета и с уровня снующей по городским улочкам крысы кристаллизирующе ясными глазами летящей стрекозы мы видим Париж — гигантскую свалку, по которой снуют человеческие отбросы, утопающие в мусоре,- смрадную, грязную, затхлую, темную. Этот зачумленный город под зловеще нависшим свинцовым небом — есть одно из главных достижений Питофа, как кинематографиста нового века. Это один из самых атмосферных городов в кино, каких мне только доводилось видеть!

Болезненные цвета, тяжелая музыка, уродливые лица, не скрывающие своей уродливости и вроде бы даже гордящиеся ею, создают ощущение повсеместного упадка и разложения. Думаю, на большом экране это смотрелось бы весьма впечатляюще, если уж на большом телевизоре меня эти картинки просто заворожили. Безусловно, таким Париж мог увидеть только настоящий художник.

Приведенные выше аналогии с разлагающимся трупом неслучайны. Одним из сценаристов картины был Жан-Кристоф Гранже, автор культовых «Багровых рек», которые начинались именно с созерцания нелицеприятной картинки гниющего трупа, да и стилистические изыски и сюжетные ходы изредка нет-нет, да и напомнят о приключении «современного Видока» — Пьера Ниеманна. Естественно, над сценарием поработал и сам Питоф, а основой для него стали записки самого Видока, скандальные мемуары, вызвавшие большую шумиху во всей просвещенной Европе в середине 19-го века. На самом деле фигура Видока более, чем просто несимпатичная — она весьма отталкивающая. Еще Пушкин отмечал в своих заметках, что прочитал «записки Видока» и история беглого каторжника, вызвавшая в Европе столько споров — не более, чем интерес зевак, наблюдающих за казнью. Ибо Видок, как и Казанова, как и де Сад, отдал печатному слову самую грязь, которая тщательно маскировалась во все времена. Безбожно привирая и откровенно рисуясь он тыкал читателя мордой в грязь, но тем не менее, его безвкусные и не имеющие никакой литературной ценности мемуары были очень популярны. Воистину, грязь любит грязь. Что и требовалось доказать.

В фильме Видок не так порочен, но и вовсе не благородный герой вроде Холмса. Он — плоть от плоти создавшего его общества, в котором, согласно фильму, царят извращенцы, изуверы, психи. И он вполне вписывается в общую картину всепоглощающего порока. Вот только поймать убийцу может убийца. И Видок — как раз такой человек.

Не представляю, как бы эту роль играл Отой, приписанный к проекту изначально, но Депардье в ней идеален! В нем нет ничего красивого, благородного или истинно героического. Он ревет, как зверь, он подчеркнуто неопрятен, огромен, груб. Его взгляд исключает возможность предположить, что этот медведь способен кого-то пожалеть или перед чем-то остановиться, его толстые пальцы вряд ли могут быть нежными. Но именно своей могучей целеустремленностью, твердолобостью, злостью и привлекательна фигура этого сыщика-каторжанина. Мощнейшая харизма Депардье здесь делает свое дело: когда Видок гонится за Алхимиком в финале, он не бежит, он просто идет, прет как броненосец, сметая все на своем пути, зыркая глазом из исподлобья, и он страшен.

Самобытность съемки Питофа, бывшего режиссера видеоклипов, не только в игре с цветом, светом и эффектами. Крупные планы придают фильму ощущение реалистичности, но визуализация напрочь ее убивает, напыляет налет мистики. В результате история о поимке заурядного маньяка превращается в дурной сон тифозного больного, в фантазию.

Гийом Кане, которого после выхода фильма публика буквально стала носить на руках, тоже сделал свое дело и показал перевоплощение из человека в монстра за считанные секунды. Ну, а Инес Састр, была, как всегда, божественна и маняще-откровенна. Единственная, кого не смогла испортить даже цифровая камера, видимо, ангелам красоты не страшны никакие современные технологии.

Безусловно, оторваться от экрана будет сложно. Создав нечто среднее между постапокалиптическим триллером, «Парфюмером», мирами Гранже, Жене, Бёртона, Гиллиама и видеоклипом Мэнсона, Питоф создал вполне оригинальное чудо современного визуального искусства, удачно сочетающее в себе и совершенно роскошную визуализацию, и захватывающую историю, и неповторимую атмосферу, и мастерскую актерскую игру, и качественный экшн.

В одну реку дважды не войдешь. Попытка повторить собственный триумф в «Женщине кошке», несмотря на использование похожей стилистики и тщательного копирования собственных находок, обернулась для Питофа грандиозным провалом. Да и вообще Голливуд редко помогает самобытным европейским авторам, несмотря на то, что дает больше возможностей и предлагает многомиллионные бюджеты, он забирает ту самую самобытность, из-за которой их, собственно, и замечает. Питоф, выполнив все требования продюсеров, склепал убогий плановый комикс, между тем, при правильном подходе у себя на Родине он создал просто потрясающую картину. Так что этот фильм от европейского киноалхимика надолго запомнится зрителям, и не только потому, что технически был первым среди себе подобных.

10 из 10

Страница фильма «Видок» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Город грехов глазами стрекозы — отзыв на триллер «Видок» (Vidocq, 2001 г.)

Добавить комментарий

  

  

6 + = 7