Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Разницы нет никакой между правдой и ложью… если и той и другой чем-нибудь заплатить! — отзыв на психологический триллер «Без улик» (Sans laisser de traces, 2010 г.)

 

Сбивать спесь с успешных людей — одна из любимых тем психологического триллера. От высокохудожественных эмоциональных психологических триллеров, вроде «Игры», до сдержанно-интеллектуальных увлекательных опусов в стиле «Телефонной будки» и даже социально-сатирических комедий, вроде «Кабельщика» — все исследуют одну и ту же тему кардинального перерождения отдельно взятого человеческого индивида, которого нежданно-негаданно подстерегает грандиозный «коллапс», сначала расплющивающей бедолагу по дну жизни, заставляя собирать все остатки разума и человечности, потом милостиво дарующий возможность увидеть свет в конце тоннеля, если, конечно, мучимый решится дойти до конца. Результатом этой борьбы становится либо полный катарсис, освобождающий человека от налипшей на нем корки быта, пороков всех мастей и клеток омертвевшей души, либо смерть. Своеобразная инквизиция, сующая еретика в очистительный костер, только еретиков поджидали физические мучения, героя современного «очистительного кинематографа» поджидают мучения нравственные.

Герой французского фильма «Без улик», Этьенн, собирает, кажется, сливки жизни. Огромная финансовая империя сама, кажется, идет ему в руки. Его тесть — президент солидной корпорации, готов со дня на день подписать приказ о назначении, его, Этьенна, президентом вместо себя. У него великолепная машина, крупные сбережения, яхта, вилла на Лазурном берегу, любящая жена и вообще все, о чем может мечтать человек его возраста. Все у него хорошо, но тут… встреча с назойливым и явно не очень чистым на руку другом детства, который втягивает приятеля в такое болото, из которого выбраться нашему карьеристу почти невозможно.

Французское кино, как правило, легче, вкуснее и тоньше американского, но у французских триллеров, даже классических, ноги все-таки растут из Голливуда. Не французский это жанр, не хватает французской фантазии на него — и все тут. Но зачастую перепевки американских мотивов звучат вполне профессионально, а иногда и свежо.

В «Без улик» вполне стандартная схема, не раз опробованная кинематографистами, приобретает несколько иную окраску. Сомнительно успешная личность, сыгранная Бенуа Мажимелем, барахтающаяся в собственных комплексах и неожиданных проблемах, как мышь в банке варенья, вместо катарсического перерождения, получает шанс выбраться из неприятной ситуации чистеньким. В результате все у героя получается само собой, оставляя после фильма стойкое ощущение двойной морали, характерное для ленты «Матч-пойнт» Вуди Аллена: какой бы сволочью ты ни был, всегда есть удачный выход, который позволит тебе наслаждаться собственным сволочизмом сколько угодно. Как и Вуди Аллен, режиссер-дебютант Грегори Виньерон позволяет вдоволь пожалеть главного героя, посочувствовать ему, а потом вывернуть все наизнанку, показав, как легко могут обманываться зрители и какая мелочная и гаденькая душонка на самом деле частенько бывает у их фаворитов.

Да, преступление Этьенна не так страшно, как преступление главного героя из шедевра Аллена, и избегает он гораздо менее серьезного наказания, но… он просто бежит. Все его проблемы остаются нерешенными, решения заменяются моментальным чувством облегчения и удовлетворения — выбрался! Ага. До следующего раза, когда придется снова откупаться, финтить и уворачиваться, вместо того, чтобы наконец взяться за себя по-настоящему, устроить капительный ремонт мозгов, души, желаний и чувств. Вся дрянь, что была скоплена в этом человеке и мучила его, просто перестанет его мучить, поскольку все обернулось удачно, и за этим радостным ощущением слабый голосок совести, пищащий, что из-за тебя погиб человек (даже два), вряд ли уже будет услышан.

Фильм как будто говорит — единственная серьезная ошибка, совершенная этим парнем — то, что он усовестился, украв чужую формулу и пошел извиняться. Не будь этого, все остальное было бы в порядке. Ан не было бы. Герой влип задолго до того, как оказался в показанной ситуации.

Он до смерти боится конкуренции, пыжится изо всех сил, изображая важную шишку, при этом уже в двух шагах от успеха оставаясь дико неуверенным и осторожным, он откровенно хочет молоденькую дочку химика, но настолько боится потерять престиж и лицо, что нее способен даже на измену, он старается любые проблемы измерять в денежном эквиваленте. И эта гнилая философия буржуазного мира, где человек человеку — счет, проявляет здесь себя в полной мере. Герой готов откупиться от всего, даже от собственной совести, что, в итоге, и происходит. Даже от дочери погибшего химика он своеобразным образом откупается, как откупается от босса, взяв в жены его дочь, от жены, произнеся прочувствованную и заранее рассчитанную на успех речь и т. д. На самом деле во всем этом только одна цель — прикрыть свою задницу. Этьенн — эгоист и лицемер высокого полета.

И в итоге он по-прежнему один на один с собственными демонами, со своей гнилой двойной моралью, депрессией, умело заретушированным обманом, пищащей совестью и прочими атрибутами современного успешного человека.

Главная задача — выбить привычную почву из-под ног, перевернуть привычный, устаканенный, комфортный мир, превратить его в лес, полный кустов с острыми колючками, через которые необходимо продираться, поставить перед проблемой самого серьезного выбора, заставить переосмыслить все прежние ценности, привести всю свою жизнь к некому общему знаменателю и выяснить, режиссером, кажется была достигнута, но это обманка — вместо колючего леса перед героем возникает обходная тропинка, по которой он с удовольствием бежит, оставаясь чистым и незапятнанным лишь внешне.

И это страшно. Повезло Баду Фоксу из «Уолл Стрита» — он осознал и решил исправиться, а Этьенн, сродни герою Фарелла из «Телефонной будки», когда его схватили за горло, заверещал, запричитал, начал умолять, откупаться, отпираться, обещать все и сразу, и, стоило расслабить хватку, пустился бежать, оставив при себе весь свой эгоизм, всю ложь и скверну, что в нем была. Очищение? Да что вы говорите?

Бенуа Мажимель сыграл своего героя очень хорошо. Ему действительно поневоле сочувствуешь первое время. Загнанный в угол, юлящий и испуганный — как-то начинаешь чувствовать себя на его месте, но ошибки, сделанные его героем, характерные для очень эгоистичных, малодушных людей, способы выбраться из кризиса, все это составляет совсем иное впечатление. Мажимель справился с ролью, показав двойное дно своего героя и его лжеперерождение, в которое легко поверить.

«Игра», «Уолл-стрит» и т. д. — честные фильмы, несмотря на показанный в фильмах клубок противоречий и морально-этических споров, «Без улик» — фильм осторожно двусмысленный, и опрометчиво его можно поставить в один ряд с вышеназванными. Но он не в их ряду, совсем нет.

Он их клон, но с потерей одной из хромосом в цепочке ДНК. И из-за этой потери, внешне почти не меняясь, фильм приобрел совсем иной посыл и смысл, встав рядом с «Матч-пойнтом», не дотянув до него художественно, но так же цинично ухмыляясь деградирующему человечеству. С чем и имеет смысл поздравить дебютанта Грегори Виньерона.

8 из 10

Страница фильма «Без улик» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

× 2 = 14