Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Чем дальше в лес… — отзыв на триллер «Схватка» (The Grey, 2012 г.)

 

У независимого кино, к которому безусловно относится работа Джозефа Карнахана «The grey», есть свои очевидные плюсы и минусы. С одной стороны, оно вариативно, смело, непредсказуемо. С другой — независимые ленты как правило отличаются дешевизной и дефицитом звёзд на всех этапах создания фильма. А непредсказуемость может быть как преимуществом, так и недостатком, ведь среди независимых фильмов может попасться и драгоценный камень, и бесполезная стекляшка, и никогда не угадаешь. Впрочем, стекляшка определяется уже после беглого осмотра…

Тёзка легендарного фильма Манна (кстати, фильмы сходны в том, что русский перевод у обоих не соответствует англоязычному названию) начинается с того, что разношерстная команда бурильщиков готовится лететь на Север, где их ждет тяжкая мужская работа. Среди обычных трудяг, бывших зеков и простых неудачников выделяется стрелок-одиночка, охраняющий бурильщиков от постоянных нападок волков. При этом на экране возникает волк, средь бела дня нападающий на группу рабочих. Стоп.

Факт N1: Волки не нападают на взрослых мужчин, потому что элементарно опасаются сильных двуногих противников. Меньше серые хищники боятся женщин и совсем не боятся детей, потому среди известных случаев людоедства волков 90% жертв были детьми. И тем более они не нападают в одиночку, т. к. охотятся стаей. Волки — звери осторожные и расчетливые, потому и выбирают себе добычу по зубам.

Первые сцены фильма наполнены ненужным пафосом, превращающим рядовую командировку героя в «я ринусь в бой, достойной схватки, последней на мой век бла-бла-бла…» и в очередной раз напоминающего, чьего производства данная лента. Ход со стихами неудачный, во-первых потому, что не так давно использовался в «Санктуме», а во-вторых, он создает впечатление, что герой собирается не иначе как на Фермопилы. Впрочем, пафос быстро заканчивается и фильм переходит к одной из ключевых и вместе с тем самых спорных сцен — крушению самолета, в результате которого выживает не только главный герой, но и ещё шестеро человек.

Факт N2: Шансов выжить в подобной катастрофе практически нет. Автору известен лишь один реальный случай, когда девушка выжила при падении в своём кресле с нескольких километров, но при этом она сломала себе всё, что только можно сломать. Все крушения больших самолетов проходят по одному печальному сценарию и тут далеко ходить не надо — достаточно взять трагедию 2011 года с ярославской хоккейной командой, где из 45 человек выжил лишь один, при этом самолет оторвался от земли всего на шесть метров.

В голливудских фильмах реальность притягивают к сценарию, а не наоборот, поэтому совсем неудивительно, что герой Нисома как ни в чём ни бывало очнулся в сугробе и побежал спасать других чудом выживших… В таком ключе выстроена картина Карнахана и нет смысла перечислять все ляпы, разбросанные по хронометражу с высокой плотностью, поскольку их обилие — не единственный прокол создателей «Схватки».

Хуже ляпов может быть только дурь. Заварив эту перспективную кашу, создатели в итоге не знали, в какую сторону завернуть сюжет. Вроде и надо напугать зрителей и в то же время сделать по-голливудски зрелищный фильм, а у них всего лишь обломки самолета посреди поля и банальная стая волков. Выход был найден, во-первых, в трансформации обычных животных в супермонстров с горящими глазами, огромными клыками и «интеллектом». При этом в фильме нет легенды, что либо объясняющей, поэтому имеем чудовищ как данность. Но в то же время фильм позиционировался как суровый реалистичный триллер, а не фэнтези или кинокомикс в стиле «300», где подобные монстры смотрелись бы органично. В результате имеем: вот это — настоящие волки, а вы не знали, что они такие?

Во-вторых, дурью являются лишенные всякого смысла путешествия по лесам вместо логичного ожидания помощи возле крушения, где у них было всё необходимое для выживания. Привязывание патронов к палкам — дурь, т. к. Шварценеггер в одном известном фильме прикреплял к копью 40-мм гранату от подствольника, а не ружейный патрон, который нереально прикрепить так, чтобы деревянная палка пробила его капсюль при тычке. Прыжок в пропасть («Скорость» отдыхает) с последующей переправой — дурь, достойная голливудских фильмов. Отпугивание чудоволков маленьким костерком — тоже дурь, тем более что в первых сценах фильма костры не мешали зверям трапезничать.

Также почти во всех голливудских хоррорах присутствуют две разновидности приколов. Первый, когда маньяк/монстр безнадежно отстает от жертвы, но уже в следующем кадре выпрыгивает из-за угла. Второй — когда преследователь наступает жертве на пятки, но в следующем кадре жертва чуть ли не сигаретку успевает выкурить. С точки зрения реалистичности это выглядит откровенной тупостью, но приходится закрывать на это глаза из-за уже укоренившихся традиций жанра. В «Схватке» в полной мере присутствует второй вариант, например когда волки догоняют людей на подходе к лесу, но те не только убегают от них по сугробам, но и успевают развести костер.

Герои фильма представляют собой стандартный набор штампов. Терзаемый призраками прошлого хороший парень, стремящийся то ли искупить свою вину, то ли просто умереть. Бэдгай, устраивающий склоки со всеми подряд. Придурок со словесным поносом вместо адекватных реплик. Миролюбивый очкарик. Терпила-негр, постеснявшийся позвать на помощь когда его рвали волки. Остальные — просто жертвы, мясо для волков, о которых даже не вспомнишь. Взаимотношения героев (если так можно назвать пару диалогов у костра и несколько типичных историй из прошлого) также носят фабричный оттенок, поэтому малоинтересны.

В целом, лента хоть формально и не относится к классу «Б», но по сути является компиляцией заимствований из других, более качественных и знаменитых картин. Среди них «На грани», «Санктум», «Хищник», «Живые», «Замерзшие» и даже «Анаконда». Самая большая схожесть и одновременно самый сильный контраст, конечно, с фильмом Ли Тамахори «На грани». Насколько там приближено к реальности, настолько здесь от неё отдалено. И хотя фильм 1997 года не относится к жанру хоррора, он в отличие от работы Карнахана держит в напряжении. К тому же, на вооружении у «Схватки» лишь набор стандартных и поэтому предсказуемых жанровых приёмов, что также приближает его ко второй лиге.

Главная цель триллера — напугать и держать в напряжении — не была достигнута авторами в основном из-за того, что происходящее на экране не внушает доверия, а для того чтобы чего-то бояться, нужно в это верить, воспринимать серьёзно. Следовательно, фильм разочарует тех, кому нужно верить в происходящее на экране. Но он может понравиться преданным фанатам ужастиков, ценителям снежных пейзажей и мрачной атмосферы, поклонникам фэнтэзи и просто любителям попкорна. Поэтому приятного просмотра.

Страница фильма «Схватка» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Чем дальше в лес… — отзыв на триллер «Схватка» (The Grey, 2012 г.)

  • Не буду спорить с твоими доводами касаемо реалистичности, Дима, просто потому, что ты прав. Но при этом не буду и отказываться от своей личной высокой оценки этого фильма. В моем случае, фильм меня с самого начала зацепил и увлек настолько, что я по сути верил ему безоговорочно, и по сути воспринимал как некую своеобразную философскую притчу о природе страха перед смертью и смысла жизни каждого героя фильма, нежели как сугубо реалистичный зоохоррор. Впрочем, даже при всех своих ляпах, «Схватка» все равно на голову выше очень многих жутиков про злобных зверушек-людоедов. И мне фильм именно и понравился как «преданному фанату ужастиков, ценителю снежных пейзажей и мрачной атмосферы…» 🙂

    • d13mon

      Да, видел твою десятку. Когда писал последнюю строчку, то в первую очередь тебя имел в виду:) А ценитель снежных пейзажей — это некто VitoKorleone:)
      Атмосфера и выдержанность в серьёзном ключе там есть. И если закрыть глаза на ляпы, то фильм вполне смотрибелен.

      • VitoKorleone знаю, переписываюсь с ним время от времени на КП:) И его рецензии в нашем Клубе есть. Он, кстати, в целом также не в восторге от «Схватки», но именно снежные пейзажи в этом фильме ему понравились 🙂

Добавить комментарий

  

  

24 − = 17