Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Легенда о «Прометее» — отзыв на фильм «Прометей» (Prometheus, 2012 г.)

 

«И было предсказано Прометею, что страдать ему до тех пор, пока не освободит его один из смертных»

Тайна происхождения человечества всегда будоражила не только умы ученых, но и каждого, интересующегося историей и глобальными проблемами. Официально современному человеку несколько десятков тысяч лет, однако теория Дарвина трещит по швам, когда то в Азии, то в Южной Америке археологами обнаруживаются куда более древние артефакты, сделанные умелой рукою человека. Или не человека? Как бы то ни было, происхождение гомо сапиенс от посетивших когда-то Землю пришельцев — одна из самых перспективных и реалистичных теорий.

Именно её исследуют создатели «Прометея» во главе с одним из самых «сильных» режиссеров-универсалов современности — Ридли Скоттом. Хотя до «Прометея» он и снял в научно-фантастическом жанре всего два фильма, зато каких! В своих футуристических работах режиссер неизменно поднимал сложные темы, благодаря чему обе ленты давным-давно заслужили статус культовых. Не стала исключением и третья жанровая попытка режиссера, в лоб задающая вопросы «Откуда мы?» и «Кто наши предки?». Правда стоит заметить, что исследование происходит в киновселенной «чужих», которая имеет свои визуальные особенности и где действуют свои законы.

Да, перед Скоттом-старшим стояла сложная задача: снять полноценный и логичный приквел «Чужого», но при этом избежать сюжетной предсказуемости и излишнего самокопирования. В итоге авторы пришли к тому, что существо под названием «ксеноморф» исследовано достаточно хорошо и его жизненный цикл в кино закончился, поэтому нужно идти вперёд и придумывать что-то новое. Это новое стало «Прометеем» — самостоятельной межгалактической историей, обновившей знакомый по киносериалу материал процентов на 70—80. Остальные проценты пришлись на флешбеки, в которых фильме немало. При этом, как и положено «большому» режиссеру, Ридли практически не цитировал пусть и успешный материал своих последователей (Кэмерона и Финчера) и старался ограничиться отсылками лишь к своему фильму 79-го года.

Новый фильм — уже не история противостояния двух рас (или хищника и жертвы), а глобальный неконтролируемый генетический эксперимент, в котором абсолютно все участники — жертвы. С другой стороны, это головоломка, ставшая таковой благодаря множеству неизвестных. Только когда все её части встанут на свои места, перед глазами возникнет цельная история и исчезнут неминуемо возникшие вопросы, порожденные несбывшимися ожиданиями чего-то другого от фильма из вселенной «чужих». Загадка, непредсказуемость и атмосфера — вот основные ключи к успеху таких фантастических триллеров как «Чужой» или «Пандорум», и именно на них в «Прометее» сделан упор.

Картина начинается академично, явно медленнее «Чужих» и даже уступает первой части в этом показателе. Мирное научно-исследовательское путешествие даже может убаюкать, но мрачная развязка неизбежна как смерть. Красочное же вступление, протекающее под мелодичную музыку, совсем путает карты и становится одной из основных тайн до самого конца. Также, несмотря на солидный бюджет, не стоит ожидать от картины Скотта большого размаха, ибо ограниченное пространство является одной из неизменных составляющих классного фантастического триллера, ведь только когда некуда бежать, тогда страшно.

Сценарий «Прометея» — больше чем половина его успеха, тем не менее фильм не должен разочаровать с визуальной точки зрения. Режиссеру безоговорочно доверяли, поэтому он не был стеснен ни в бюджете, ни в свободе самовыражения. Пейзажи чужой планеты завораживают, размеры объектов впечатляют своей монолитностью, но Ридли Скотт не пытается удивить масштабом, как не пытается впечатлить аркадным экшеном или какой-то одной гиперсценой. Он просто рассказывает свою историю, поэтому в фильме всё подчинено логике сюжетной линии. В композицию фильма прекрасно вписывается музыка Марка Стрейтенфелда и актерский ансамбль во главе с двумя женщинами — «новой Рипли» Нуми Рапас и Т-Х-подобной Шарлиз Терон. В принципе, каждому члену экипажа «Прометея» выдан свой квант времени, поэтому в фильме практически отсутствует класс «простейших».

Теперь, с позиции человека, увидевшего данную картину, вся та эпопея с рейтингами выглядит по меньшей мере смешно. И хотя в фильме немного крови, он чрезвычайно пессимистичен и мрачен, а несколько очень эффектных сцен немыслимы без рейтинга R. К тому же лента достаточно сложна из-за своей недосказанности и философичности, поэтому у 12-летнего подростка с большой долей вероятности вызовет лишь вопросы. Фильм взрослый и этим всё сказано.

Смысл картины в её названии. Прометей был мифическим титаном, который решил помочь людям и дал им огонь, за что был обречен на долгие муки. Огонь же стал одним из символов начала технического прогресса человечества. Только прочитав от и до эту древнегреческую легенду, можно до конца понять замысел его создателей, а именно сценаристов Джона Спэйтса и Дэймона Линделофа. Слово «Прометей» подобно наскальному рисунку в неизведанной пещере является ключом к разгадке фильма, а отсылка к названию космического корабля служит лишь для отвода глаз. И кажущаяся недосказанность обманчива: в фильме даны ответы на все заданные вопросы. Полотно полностью закончено.

Подводя черту, нужно отметить, что «Прометей» из тех редких фильмов, после которого остается послевкусие, заставляющее выпить этот горький напиток ещё раз, чтобы распробовать его полностью. Картина ожидаемо хороша, потому что ожидать провала от Ридли Скотта в «его» жанре всё равно что ждать снега летом. К тому же, серьёзные фантастические ленты такого уровня и такого масштаба теперь выходят раз в 5—10 лет, что делает работу Скотта черным алмазом, мерцающим среди ярких, но дешевых камешков развлекательных однодневок.

Страница фильма «Прометей» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

16 комментариев Легенда о «Прометее» — отзыв на фильм «Прометей» (Prometheus, 2012 г.)

  • Да уж, такой фильм нельзя пропускать… Как вернусь из отпуска — бегом в кино. Даже пожалел, что не успел посмотреть картину в кинотеатре перед отлетом на африканское побережье 🙂 Теперь по возвращении обязательно найду время, чтобы заценить на большом экране.

    • d13mon

      Многих кино разочаровало. Особенно тех, кто ожидал очередных «Чужих» или тупое развлекалово. При просмотре Прометея всё-таки нужно понапрягать извилины:) Хочу его ещё раз глянуть.

      • DarkCinephile DarkCinephile

        Оу, почти одновременно ответили))
        Я не ожидал тупого развлекалова. Однако же и какого-то глубинного смысла в фильм не увидел. И с чего они вообще решили, что обитатели этой планеты ТВОРЦЫ? Посмотрели какие-то наскальные рисунки и с чего-то вздумали, что они нашли создателей?…

        И, кстати, касаемо первого «Чужого» лично я также не разделяю всеобщих восторгов, чем он настолько шедеврален? Лично мне намного сильнее понравилась вторая часть.

        • Действительно, многим людям «Чужие» Кэмерона нравятся больше, чем оригинальный «Чужой» Скотта. Но лично для меня первый фильм ценен и уникален именно созданием самой концепции пришельца, которую Ридли Скотт практически идеально реализовал, как визуально, так и психологически, в замкнутом пространстве космического корабля. А в сиквеле Кэмерон развил эту идею до блокбастерных размеров мощного экшн-триллера. Лично мне нравится и оригинал и непосредственное продолжение, но фильм Скотта я все-таки ставлю выше, хотя сиквел Кэмерона, бесспорно, очень хорош.

          • MidnightMan

            Тоже солидарен в таком же отношении, что вторая часть о чужих вышла отличным зрелищным экшеном безупречным для своих лет и сюжет хороший, но первый у меня более любим, пожалуй, за очень терпкую атмосферу истинного ужаса, где по-настоящему ощущаешь, что находишься в холодном неуютном космосе и бежать некуда. «Чужой» — великолепный триллер ещё наверное за то, что Время над ним не властно, как над Египетскими пирамидами.

      • Кстати, Дима, спасибо на акцент в рецензии на знание мифа о Прометее. Зачастую, действительно, мы не до конца или неправильно истолковываем смысл какого-то фильма, не зная первоисточника идеи, литературного или исторического. Теперь дополнительно подготовлюсь к просмотру, перечитав древнегреческую легенду, а то я ее только общую суть знаю, как и большинство.

        • d13mon

          Пожалуйста. Я делаю акценты на мифе потому, что в моей трактовке событий (а трактовать этот фильм ,поверь, можно по-разному) ответы на некоторые вопросы можно найти как раз в легенде. В этом как бы фишка фильма, не зря ж его так назвали. То есть, если бы его снимал какой-то голливудский реж-середнячок, я бы вообще не парился, т.к. знал что кино назвали тупо по названию корабля и потому что слово красивое. Но снимал-то его мастер, который ничего не делает просто так, поэтому фильм надо смотреть очень внимательно.
          Алексей, не спойлерю (как в реце так и в комментах), жду когда посмотришь кино и тогда обсудим:)

        • d13mon

          Кстати, удачное название ты дал моей реце. Так и надо было назвать её на КП:)

          • Утверждала отзыв, оформляла его и, соответственно, давала название я.

            • d13mon

              А, вот оно как. Тогда вам спасибо!!)))

              Хорошо, буду указывать.

              • Да, Дима, Ира — редактор нашего сайта, подавляющее большинство отзывов, сбрасываемых на сайт для публикации утверждает на сайте и оформляет она, так что в данном случае спасибо действительно Ире.

          • Кстати, Дима. В дальнейшем, пожалуйста, указывайте в заголовке название фильма и год выпуска.

    • DarkCinephile DarkCinephile

      О, так ты в отпуске, а лето только началось)) желаю приятного отдыха! (еще и умудряешься сюда выходить?)

      Что же до «Прометея», то меня он неожиданно разочаровал. Посредственным вышло кино, да, и так не цепляет, как когда-то цеплял «Чужой» и его сиквелы. Есть, конечно, некоторые впечатляющие сцены, но в целом так себе((

      • Спасибо за пожелание, Никита! Да, умудряюсь через ноутбук 🙂 В тунисском отеле есть вай-фай, но очень тормознутый и прерывистый:)

        Кстати, пиши тоже рецензию на «Прометея», по-любому это кино стоит того, чтобы его активно пообсуждать!

  • MidnightMan

    Интригующе написано, спасибо за хорошую рецензию! Сам всё никак не соберусь заценить, так хотя бы почитал 🙂

    • d13mon

      Спасибо. Этот фильм я ждал больше всего в этом году и не разочаровался.
      Как поклонник серьёзного кино и сторонник рейтинга R советую!

Добавить комментарий

  

  

+ 7 = 14