Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Делайте собачкам прививку! — отзыв на фильм «Куджо» (Cujo, 1983 г.)

 

Как и любую экранизацию, эту стоит сравнить с первоисточником и найти плюсы и минусы, что я и попытаюсь сделать.

Роман Стивена Кинга я читал, и не скрою, смог в полной мере ощутить на себе весь ужас той ситуации, в какую вовлекает автор нескольких абсолютно невинных людей. Что самое главное в этой книге? Во-первых, в отличие от большинства романов Кинга, «Куджо» практически лишен какой бы то ни было мистики. Вернее, в книге есть легкий налет потустороннего, который выражается в кошмарных фантазиях мальчика, видящего монстров в шкафу и в древнем духе зла, воплощением которого, собственно, по Кингу, и является бешенство. Но на этом Кинг в книге внимание не акцентирует, сам роман и все в нем происходящее абсолютно реально. Самый обычный укус, самое обычное бешенство, которое превращает доброго и милого пса в машину-убийцу.

Прежде всего, хочу выразить благодарность Льюису Тигу, постановщику фильма, который очень неплохо справился с перенесением на экран этой непростой книги, где спецэффектами и всяческими дрожаниями камерой с тревожной музыкой от зрителя не откупишься. Работать Тигу пришлось с живым материалом, а это всегда сложно, и при этом ему хоть и не в полной степени, удалось перенести на экран уникальную атмосферу кинговского романа.

Льюис Тиг — большой знаток своего дела, он снимает не много, но всякий раз удачно, причем работает в разных жанрах — классная комедия «Жемчужина Нила», ужастик «Аллигатор», боевик «Морские котики» — все это в высшей степени профессиональные и сильные работы. В «Куджо» режиссер уловил самое главное — никакого искусственного нагнетания напряжения здесь не требуется, главное показать реальный взгляд на ситуацию и тогда зритель, если он не чурбан, сам проникнется положением героев и атмосферой фильма.

Зритель кожей почувствует, каково это — сидеть в запертой машине несколько дней на открытом месте под палящим солнцем без капли воды или еды, зритель сам почувствует, особенно, если у него есть дети, каково это — видеть, как на твоих руках умирает твой ребенок, а ты не способен ничего сделать, потому что тебя терроризирует взбесившаяся собака размером с медведя. Не нужно желтоватого свечения и эффектных появлений или звуковых эффектов — свое дело сделала природа — 130-и килограммовый пес, который из-за страшного недуга не чувствует боли и одержим жаждой убийства — и этого достаточно, чтобы зритель почувствовал ситуацию.

Тиг не ставил своей задачей напугать зрителя, это не из тех ужастиков, где по городу разгуливают ожившие мертвецы, а гнусные зомби поедают живую плоть. Нет, Тиг вообще не акцентирует внимания на жестокости (у Кинга с этим дело обстоит по-другому — он подробно описывает моменты схватки Куджо с разными людьми и смакует каждую секунду их смерти), кинематографично и без излишней кровавости Тиг сумел раскрыть зрителю ужас абсолютно реальный, такой, какой может случиться с каждым.

Кинг — большой любитель расписывать подробно психологию своих героев и причин, толкающих их на тот или иной поступок. В фильме герои описаны плохо, походя, в этом смысле фильм скорее не экранизация, а иллюстрация книги, ее дополнение, тем, кто не читал книгу, возможно, некоторые поступки героев покажутся немного нелогичными. Так, в книге очень подробно описывается роман героини Уоллес-Стоун с заезжим мачо, чуть не полромана отдается описанию связанного с работой ее мужа скандала, много времени уделяется сложным отношениям в семье хозяев собаки, и, что самое главное, очень подробно и очень интересно дается описание мира таким, каким его видит здоровый, заболевающий и больной Куджо.

Конечно, всего этого в фильме быть по понятным причинам не могло — первое было убрано, как мешающее основному действию, а второе — по причине невозможности показа на экране мыслей собаки. А это было бы очень интересно, потому что меняющийся вокруг Куджо мир, медленно изменяющая его понятия инфекция (течение которой, конечно, занимало в книге куда больше времени), очень ясно дает понять, почему Куджо так реагировал на все вокруг. Так, в книге пса начинают раздражать громкие звуки, они приносят ему страшную боль, а в фильме это показано очень невнятно.

Мелких недочетов в картине довольно много. Впрочем, оно и понятно, ведь перед Тигом не стоял синий экран, на котором можно было размозжить голову собаке битой или разорвать полицейского на части. У Тига был живой пес, которого нужно было заставить даться с актерами, к которым он не чувствовал ни малейшей злости. Самыми бросающимися в глаза ошибочками стали показ крупным планом морды Куджо, когда на зрителя смотрят очень умные, самые обыкновенные собачьи глаза, не только не злые, но и абсолютно здоровые. Поверить в сумасшествие этих глаз, несмотря на изрядное количество пены, грязи и крови на морде почти невозможно. Второй недочет — поведение Куджо, который «загрызает» людей, отчаянно виляя хвостом. Бешеные собаки не виляют хвостом и не держат его пистолетом — это я, как собачник говорю.

Впрочем, такие недочеты — просто не замечаются, особенно, если учитывать год производства и законы жанра. Самое главное, что едва огромный пес и все сцены с ним сняты очень реалистично и пугающе. Конечно, концовка была изменена, но я это предполагал еще перед просмотром — американцы почти у всех авторов, пишущих в жанрах хоррора или фантастики, меняют концовки — надо, чтобы из кресел в кинотеатре вылезали с мокрыми подмышками, но с легким сердцем, а не с таким камнем, с каким заканчиваешь читать роман Кинга.

Актеры, которые в экранизациях Кинга никогда не значили много, справились со своими задачами вполне неплохо. Конечно, главный акцент ставился на Ди Уолес-Стоун, которая играла сложную роль матери, на руках которой умирает ее ребенок и испуганной до полусмерти жертвы кошмарного пса. Растерянная, испуганная, убитая горем, и одновременно мужественная, старающаяся успокоить ребенка и себя женщина. Ну, и маленький Дэнни Пинтауро смотрелся по-детски естественно, и ни разу не позволил усомниться в реальности своих страхов.

Этим фильмом авторы словно дают нам пощечину — «смотрите, ужас не восставших мертвецах, а вот он, рядом, милый и безобидный на вид, живет вместе с нами и кормится с общего стола, мы гладим его и лелеем, но если его не уберечь от простого укуса, он превратится в настоящее чудовище…» Этот фильм можно показывать не только в развлекательных целях, но и в качестве рекламной компании в пользу прививок против бешенства, которые многие хозяева собак игнорируют.

В общем, Кингу с Тигом повезло. Тот снял не только замечательный триллер «Куджо», через два года он экранировал не менее удачно сборник «Кошачий глаз». Благодаря таким экранизациям, которые, несмотря на мизерные бюджеты, ловят главное — атмосферу паники и глубокого внутреннего страха, который Кинг вытаскивает на поверхность, писатель и живет в кинематографе. Люис Тиг снял фильм, который нельзя не полюбить и которым нельзя не проникнуться.

9 из 10

Страница фильма «Куджо» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Делайте собачкам прививку! — отзыв на фильм «Куджо» (Cujo, 1983 г.)

Добавить комментарий

  

  

2 × 3 =