Рецензия написана в июле 2010 г.
———————————————————
Кино – тот вид развлекательной индустрии, в которой серьезные и злободневные проблемы можно преподносить в виде кровавого балагана ради острых ощущений. Так тему «школьной дедовщины» и подростковой жестокости можно воплотить в кино в виде остросоциальной драмы, такой как эстонский «Класс», а можно сделать в виде молодежного трэша, как фильм «Финал».
Незамысловатый сюжет строится вокруг пятерых подростков-изгоев, над которыми постоянно издеваются в школе другие «детки». В один прекрасный день «чмошники» решают устроить восстание и жестоко отомстить своим обидчикам. Ареной мести «униженные и оскорбленные» выбирают школьный карнавал и приходят туда вооруженные до зубов огнестрельным и холодным оружием (кстати, где они могли взять штурмовые винтовки – чисто армейское оружие, которое не продается в магазинах в США и не может храниться дома у мамы с папой, ума не приложу). А дальше, взяв в заложники всех своих врагов, «ботаники» вершат собственное правосудие, через пытки и издевательства…
Собственно говоря, ради долгого смакования процесса отмщения и снято кино. В ленте нет «второго дна», в котором бы исследовались причины школьного насилия и раскрывались бы характеры героев. Зрителю в начале картины просто быстренько показывают, что «одни ребятки издеваются над другими ребятками», а дальше остальное экранное время занимает насилие в стилистике «Пилы» и «Хостела», помноженное на псевдонравоучительные речи, идущие из уст «мстителей». Ничего шокирующего и провокационного в этих монологах нет, они банально сводятся к тому, что вот «раньше вы нам нами издевались, а теперь сами побудьте в нашей шкуре!» Снято все это с акцентом на визуальную жестокость, но смотрится довольно наивно и нереалистично, что называется, «по-киношному».
Сам план захвата, основанный на том, что все присутствующие на карнавале, в обязательном порядке выпью напиток со снотворным и отключаться, крайне смехотворен. Ведь кто-то может выпить большую дозу, кто-то меньшую, а кто-то вообще может не пить. А в фильме все школьники в процессе дискотеки независимо друг от друга, но чуть ли не одновременно выпили снотворное и практически синхронно вырубились. Причем, в себя пришли, уже связанные, тоже практически одновременно, независимо от времени отключения и выпитой дозы. А, осознав свое ужасное положение, никто из пленников не впал в панику, не стал кричать, а все заворожено в полной тишине стали слушать вступительную речь лидера «ботаников» о том, какие они все плохие…
Подобных художественных условностей в фильме очень много и всерьез воспринимать данную историю, увы, не получается. Поэтому ни о какой драме и социальной проблематики в этой псевдозлободневной ленте и речи не идет. Кроме того, к основному действию непонятно зачем приплетен ветеран Вьетнама, которого много показывают, но который практически никак не влияет на развитие событий.
Вообще вся эта бесконечная череда пыток и насилия воспринимается как любительский спектакль из-за слабой драматургии, плоских однозначных персонажей, нелепых событий и банального финала. Общее впечатление, как от старой детской страшилки: «Дети в подвале играли в гестапо, не выдержал пытки сантехник Потапов!», над которой можно улыбнуться, но нельзя воспринять как некую ужасную истину, в силу своей изначальной несерьезности.
Помню, смотрел упомянутый «Класс» так там здорово рассмотрели тему о подростках, которые «ни с того, ни с сего» начинают перестрелку в школе, о которых потом по телику показывают в новостях и удивляются – с чего вдруг? Это в Америке особенно актуально, если не ошибаюсь, даже свой очередной злободневный документальный фильм Майкл Мур снимал об этом, вернее на тему ношения оружия у граждан, но отвёл немало об их школах, где так часто дети ходят с пистолетами.
Первым фильмом на эту тему для меня был Класс 1984 / Class of 1984. Там мстил учитель группе учеников, свихнувшийся от их выходок и насили. Впечатления до сих пор помню.
В «Финале» мы наблюдаем откровенную трэшевую эксплуатацию злободневной темы, быз каких-либо глубоких и просто умных мыслей. Вот «Класс» — да, серьезнейшее и безжалостное кино, как к героям, так и к зрителям, и после него есть о чем задуматься! Ну а «Финал» — так, развлекушка не о чем, достаточно халтурно снятая…