Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Психоделия Абсолюта — отзыв на мистический триллер «Порог пустоты» (Le seuil du vide, 1974 г.)

 

Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на мистический триллер «Порог пустоты» ( Le seuil du vide, Франция, 1974) 

Стильную картину Жана-Франсуа Дави трудно отнести к какому-то конкретному жанру, хотя на первый взгляд она практически идеально вписывается в стройные ряды мистического хоррора с haunted house, потусторонними силами и переселением душ. Но традиционный сюжет здесь вписан в такой сюрреалистический видеоряд, наполненный психоделическими образами, выходящими за пределы сознания, что назвать «Порог пустоты» банальным фильмом ужасов не повернется язык ни у кого из посмотревших эту ленту. При этом режиссер не слишком увлекается идеями киноавангарда, рассказывая историю достаточно простым и понятным языком, делая ее равноинтересной для любой аудитории. Правда, наполняет ленту таким количеством скрытого подтекста, что отгадать все его загадки, тем более спустя сорок лет, будет, наверное, уже просто невозможно. Тем более, не следует забывать, что многие из фильмов рубежа 60-х – 70-х годов прошлого века просто вопиют об использовании запрещенных психотропных препаратов. И «Порог пустоты» явно из их числа.

Впрочем, главная героиня «Le Seuil du Vide» Ванда Лейбовиц выходит за границы своего разума не по своей воле. Молодая художница приезжает в Париж после того как ее любовник по своим делам улетает в Нью-Йорк: «может быть на месяц, а может и на два, а может навсегда». Пока суть да дело, девушка рассчитывает на помощь знакомого галериста, надеясь зарабатывать на жизнь кистью. Едва оказавшись в большом городе Ванда знакомится с таинственной старухой, которая предлагает ей практически за бесценок снять комнату-студию. Но только с одним условием – никогда не открывать запертую дверь в соседнее помещение. Естественно, какой нормальный герой хоррора станет подобное правило соблюдать! Едва освоившись на новом месте девушка начинает подбирать ключи к таинственному замку… Само собой, на свою беду. Потому что за дверью ее встречает Тьма. Абсолютная непроницаемая Тьма, не рассеиваемая никаким светом. Но в этой Тьме таятся самые неожиданные и необыкновенные образы. И если принести из обычного мира в темный какую-нибудь вещь и направить на нее источник света, то она приобретет совершенную и абсолютную красоту. При этом все, что находится за пределами вещи извне, по-прежнему не доступно глазу.

Ванда приносит во Тьму холст и начинает рисовать… Естественно, ее картины вызывают фурор и сенсацию. Доктор Лианкур, давний знакомый Ванды, сводит ее еще с одним галеристом, который обещает начинающей художнице златые горы и небо в алмазах… Вот только во Тьме тем временем начинают появляться призраки, иногда она сменяется столь же Абсолютным Светом, в котором девушке видятся кошмары, происходящие с ней самой. Постепенно она начинает подозревать, что окружающие ее люди не те, кем кажутся, и даже доктор Лианкур вовсе не тот человек, которого она знала с детства. Только ловушка уже захлопнулась, и вырваться из объятий Тьмы будет очень и очень непросто.

Чем дальше, тем больше в фильме Жана-Франсуа Дави потусторонних, надреальных образов. Связь с объективной реальностью обрывается не сразу, постепенно. Точно так же как сознание Ванды Лейбовиц постепенно погружается в иной мир, на экране происходит замещение естественного сверхъестественным. И заметить подмену сразу оказывается невозможным. Просто в какой-то миг зритель, как и героиня, начинает понимать, что все, что ему показывают не имеет с миром вещей ничего общего. Вот еще минуту назад связь была, а сейчас уже нет. И когда, в какой момент она оказалась потеряна – уже не сказать. Впрочем, зрителю-то хорошо – он в любой момент может вернуться в объективную реальность из мрачного солипсистского мира. А вот что делать Ванде, чтобы не потерять душу? В чьей мрачной и извращенной фантазии она оказалась? Как вернуться обратно?

В естественности подмены мира вещей миром идей и заключается главное очарование «Порога пустоты», снятого по роману французского писателя Андре Рюэллана. Дави умудрился в своем фильме сделать этот порог настолько незаметным, что это не на шутку пугает. Неужели на самом деле грань реальности столь тонка, что переступить ее ничего не стоит? Конечно, в фильме этот порог имеет вещественное отображение в виде двери в соседнюю комнату с Абсолютом Тьмы и Света. Но ведь это всего лишь аллегория той грани, что имеется в сознании каждого человека, и если переступить ее так же легко, как Порог Пустоты, это значит, что никто из нас не знает, в каком мире он на самом деле живет. В мире реальности или в мире своих фантазий. И кто знает, вдруг идея абсолютного солипсизма не так уж и абсурдна, и весь мир существует лишь в нашем сознании. Тогда монстры, рожденные больным разумом и в самом деле могут иметь над ним власть, и переселение душ, захваченных сильной волей, совсем не фантастика…

Страница фильма «Порог пустоты» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 3 = 4