Бухта крови
Рецензия написана 3 июля 2011
Фильм впервые посмотрел 3 июля 2011
-Наши родители очень хорошо играют в мёртвых!
-Пойдём на залив!
Если по-хорошему, то «Кровавый залив», фильм 1971-го года, самый что ни на есть настоящий слэшер. Но слэшером он не может быть по одной простой причине: первый слэшер вышел в конце 80-х — в 1978-м году, и им был фильм Джона Карпентера под названием «Хэллоуин». Спросите, в чём соль? Я Вам отвечу: слэшеры, как это ни парадоксально, существовали ещё задолго до появления первого «Хэллоуина». Никогда ничто в мире не может появиться неожиданно, сразу: не делая маленьких шажков, невозможно совершить огромный прыжок в будущее. Слэшеры появились постепенно. Постепенно, фильм за фильмом в жанре хоррор обтачивали этот будущий жанр, его неповторимый стиль, характерные для него черты. Просто именно «Хэллоуин» окрестили слэшером, с чего началась эпоха властвования в мире хоррор-кинематографа этого изящного жанра, но слэшеры существовали и раньше. Да, это правда. Просто слэшерами тогда они ещё не назывались.
Многие ошибочно называют оригинальную «Техасскую резню бензопилой» первым слэшером. Но это действительно ошибка! Просто современные люди в большинстве своём мало увлекаются старыми хоррорами. В основном смотрят легендарные фильмы, но не более того. А потому, видя в «Техасской резне бензопилой» отголоски слэшер-жанра, ошибочно полагают, что это и есть первый слэшер. Но если бы многие начали смотреть и более древние фильмы жанра хоррор — что случилось бы тогда? А тогда первым слэшером могли бы назвать почти любой хоррор-фильм, начиная от «Психоза» 1960-го года выхода. Нет, дорогие дамы и господа, первым слэшером всё-таки действительно был фильм Джона Карпентера «Хэллоуин». Именно он воссоединил впервые в себе все черты зарождавшегося в течение двадцати лет жанра. Всё, что было до него — так, разминка. И давайте раз и навсегда забудем об эксцессах и обмороках, когда какой-нибудь впечатлительный человек узнаёт в более старом фильме слэшер.
Да, «Кровавый залив» очень напоминает слэшер. Здесь есть слэшер-динамика, красивые убийства, целый ряд элегантных убийц, противостоящих друг другу, холодное оружие в качестве основного орудия убийства, нешуточная интрига, почти всегда ночь и — в качестве главного аргумента! — один дабл-килл (двойное убийство). Всё это потрясающе поставлено, чертовски стильно выглядит и действительно безумно интригует. Сюжет воистину восхитителен, он с первых кадров начинает напоминать скорее романы Агаты Кристи, чем завязку слэшера (это в качестве отличия). Да и, если быть честным, в слэшерах не бывает несколько маньяков, вырезающих друг друга. Сама возможность существования подобного немыслима, т. к. противоречит всем канонам жанра! Да и слишком эпически фильм поставлен для банальной резни без смысла. Напротив, «Кровавый залив» несёт в себе, не поверите, и определённую толику смысловой нагрузки. Фильм реально смахивает на детектив, на экранизацию какого-либо детективного романа. Я согласен, что кому-то этот фильм не понравится в наше время, ибо сам по себе он уже давно покрылся плесенью (минуло с момента его выхода уже, как никак, аж сорок лет!). Но какой-нибудь ретро-хорророман, мне кажется, останется довольным, если не побрезгует посмотреть его.
Сейчас хорроры так уже не снимают. Фильм цепляет буквально с первых минут. Нам показывают отлученные от сюжета картины, виды на залив, играет потусторонняя музыка, чем вводит зрителя в напряжение, а ведь при этом только ещё идут титры и, собственно, действия никакого не происходит. Затем нам показывают графиню. Фильм намеренно тянется, как резина, а музыка в том же неспешном ритме продолжает завораживать зрителя. Примерно вот так. Сейчас Вы подобного приёма не встретите ни в одном хорроре — всё это осталось в прошлом жанра. А ведь музыка действительно многое значит в фильме ужасов.
Вердикт. «Кровавый залив» — блестящая классика, незабвенный фильм начала 70-х, поставленный итальянцами. Он очень похож на слэшер, но в душе своей типичный триллер, детектив, хоррор… как Вам угодно, в общем. Рекомендую фильм к просмотру ценителям хоррор-классики!
8 из 10
Тогда я ещё не знал, что такое джалло, но почему-то при написании рецензии так и крутился этот термин и всё мне, помнится, хотелось его «ввинтить» в рецензию, но решил заумными словами не пользоваться, если чёткого подтверждения их достоверности нет. Потом увидел спустя месяц фильм в списке тех, которыми можно назвать джалло (на англоязычной википедии), и понял, что не ошибался. По сути, о джалло я даже, сам того не ведая, написал в рецензии предостаточно. В частности указал, что сюжет масштабно проработан, интригующий, глубокий, запутан со знанием дела, напоминает детективные романы, в частности — Агату Кристи. Чёрт, ну прямо джалло описал! Ведь романы Агаты Кристи, как я узнал позже, выходившие под жёлтой обложкой в Италии, также способствовали зарождению этого термина.
Недавно узнал, что в англоязычных странах фильм также известен под именем Bloodbath. Знал бы я об этом во время написания рецензии, по-любому бы дал ей подзаголовок «Кровавая баня».
Не все итальянские триллеры автоматически являются джалло. Вот этот как раз — не является.