«Господин доктор, как Вы относитесь к экспрессионизму?» (с)
Мрачные настроения, захлестнувшие Германию после проигранной первой мировой войны, точнее других сумел уловить великий немецкий режиссер Фриц Ланг. Его фильм «Доктор Мабузе, гений игры», названный самим Лангом «документом о сегодняшнем дне», был снят в самый депрессивный период в истории Веймарской республики, когда безработица и нищета низов контрастировала с падением нравов и извращенной жаждой наслаждений высших слоев общества. В картине появляется образ тирана, использующего всеобщий хаос и обманом и силой подчиняющего себе окружающих. Был ли Ланг гениальным провидцем, за 11 лет до известных событий предсказавшим переход власти к диктатору, неизвестно. Зато известно, что фильм стал одним из этапных для немецкого и всего мирового кинематографа.
С самого первого эпизода, блестяще снятого в стиле документальной хроники, мы погружаемся в атмосферу отлаженного механизма преступлений. Вот гений карточной игры и махинаций, доктор Мабузе, тасуя колоду, выбирает образ, в который намерен воплотиться сегодня. Вот он же, с неумолимо тикающими в руках часами, руководит похищением международного контракта и организует панику на бирже. Его истинное лицо скрыто от правосудия, его преступные операции просчитаны до мелочей. Подчиняя Случай и Время, которые в фильме символизируют карты и часы, Мабузе осуществляет свои коварные планы, и помешать ему может лишь невероятное стечение обстоятельств.
Четко структурированное действие, каждым следующим актом описывающее очередное злодеяние доктора, увлекает так, что от экрана сложно оторваться. Завороженные центральной сюжетной линией — противостоянием доктора Мабузе и прокурора полиции, целеустремленного, тактичного и проницательного герра фон Венка, на фоне карточных столов, роскошных отелей, бесчисленных подпольных клубов и даже полицейского управления, мы не сразу замечаем, что напряженный криминальный сюжет является только вершиной айсберга. Главное же в фильме — подробно описанная Лангом хаотичная картина Веймарской республики с ее социальными контрастами, коррупцией, биржевыми спекуляциями, опиумным весельем и коллективным падением в пропасть. Жертвы Мабузе, все эти декадентствующие представители высшего света, усталые от своей никчемной жизни и равнодушно наблюдающие за тем, как рушатся судьбы других, все они являются его невольными пособниками, провоцируя новые преступления.
Проведя детальный анализ современного ему немецкого социума, Ланг выносит приговор: общество в таком виде обречено порождать монстров типа Мабузе, тиранов, использующих всеобщую пассивность.
Формально являясь одним из представителей немецкого киноэкспрессионизма, тем не менее, этот шедевр Ланга во многом уникален, и особенно интересно сравнить его с вышедшим двумя годами ранее «Кабинетом доктора Калигари» Роберта Вине, режиссировать который, кстати, начал Ланг, но затем отказался в пользу другой работы.
В обеих картинах использованы гиперболизированные декорации с рисованными тенями и ломаными линиями, погружающие зрителя в намеренно сюрреалистичное пространство. Сюжетное сходство «Мабузе» и «Калигари» также видно невооруженным взглядом: в обоих фильмах главный злодей воздействует на сознание своих жертв посредством гипноза и манипулирует ими для достижения своих преступных целей.
На этом сходство заканчивается: в отличие от полубезумного, редко выползающего из своей норы в свет Калигари перед нами гораздо более опасный и разноплановый преступник, подчиняющий своей власти не только несчастного сомнамбулу, но и всех, с кем непосредственно контактирует, ибо высшим наслаждением для Мабузе является манипуляция людскими судьбами, — единственная игра, которая не надоест ему никогда. Намного более реалистичная, масштабная, с подробно прописанными психологическими портретами главных героев, картина Ланга стала одним из первых настоящих криминальных триллеров и прообразом жанра нуар, причем и здесь «Доктор Мабузе» не уступит многим признанным шедеврам.
Для всех лучших фильмов Ланга немецкого периода характерна безупречная точность в построении кадра и действия. Но именно в «Докторе Мабузе» впервые по-настоящему проявился его блестящий фирменный стиль — двойственное сочетание экспрессионизма и реализма, масштабности постановки и отточенных до мелочей эпизодов. Многие визуальные находки, например, пристальный взгляд Мабузе и быстро увеличивающееся до размера экрана лицо — впечатляют и сегодня, а сама картина стала источником киноцитирования, как для самого Ланга в его более поздних и совершенных работах, таких как «Метрополис» и «М», так и для многих других режиссеров.
Очень интересная рецензия! Здорово, что и сейчас есть зрители и рецензенты у таких старых фильмов.
Очень интересный автор. У него много рецензий на немые и старые фильмы. Сегодня еще одну выложу. Он предложил нам рецензию на фильм «М». Первый звуковой фильм Фрица Ланга.
Ну «М» нам вообще идеально подходит. Насколько мне известно, один из первых фильмов в истории кино о маньяке-убийце.