Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Субстанция Зла — отзыв на фильм «Князь Тьмы» (Prince of Darkness, 1987 г.)

 

Заранее отмечу, что Джон Карпентер является моим самым уважаемым, почитаемым и любимым режиссёром американского хоррора. Он для меня, кто-то вроде Дарио Ардженто из-за океана. По сему, Вы не прочитаете ни одного дурного слова в адрес гуру.

Первым наперво, стоит подобрать «первые ступени» приводящие Карпентера к созданию данного фильма. Он, будучи мастером малюсеньких дешёвеньких фильмов (однако ни в коей мере не носящих статус безвкусного ширпотреба) однажды решил погнаться за чем-то вроде славы режиссёра развлекательных юморных страшилок, на подобие Доннера или Спилберга. И, конечно же, прогадал. Я имею в виду, что он снял «Большой переполох в маленьком Китае» годом ранее. Так вот, изменив фанатам (но видимо не своему желанию поработать в несколько ином потоке творчества), так и не добившись юмора или ранней стойкости в своих выверенных со всех сторон процесса съёмки – «эффекта ужаса от Джона Карпентера» (объясню позже, что я вкладываю под данное словосочетание), он вернулся в привычную среду обитания, где предельно хищнически умеет прокладывать себе тропу к ожидаемой цели.

Все составляющие легли как нельзя кстати для детища под названием «Князь Тьмы», чтобы его можно было обсуждать и конечно же просматривать на досуге, а также назвать ещё одним шедевром Карпентера.

Вот Вам несколько этих составляющих:

— малый бюджет;

— Дональд Плезанс;

— малоизвестные актёры;

— рука самого маэстро в нескольких аспектах, как сценарий, музыка и режиссура.

Фильм по-настоящему пугающ, причём он завораживает не наглядными монстрами, а только одной атмосферой, подачей взрыхлённого необъяснимого, но такого близкого к персонажам, что вот оно Зло, но всё равно до решающего финала так и веет недосказанностью. Кстати, если в общем попытаться выдать меткий синоним фабуле заложенного в этот фильм страха, то скажу – недосказанность. Именно на этом многосуставном скелете и зиждется выверенный хоррор.

Следует кратко раскрыть сюжет, для затравки нервов.

Некое «Братство сна» — с религиозной основой организация, вроде секты – от лица отца Лумиса (его как всегда бесподобно играет наш старый добрый дедушка Плезанс, с режиссёрским «пасхальным яйцом» фамилией своего персонажа) обнародует перед учёным преподавателем странный и крайне старинный мистический артефакт с зари времён. Это сосуд. В нём жидкость. Она некое сосредоточие Зла, возможно, сам Вельзевул притаился в ней, этакий физический эквивалент всего негативного.

Учёный – знакомый отца Лумиса, заражённый идеей постичь непостижимое наукой, загорается огоньком в глазах, и поддаётся шансу прикоснуться и главное «раскусить надвое» религиозные домыслы и так далее по средством Её Величества Науки. Подрядив группу студентов, он, утаив главную первосуть предстоящего эксперимента, созывает их явиться в заброшенную церковь в крайне убогом райончике Лос-Анджелеса, где они ночью и проведут все исследования, в дальнейшем обещанные повлиять на их оценки. Те соглашаются.

Тем временем Зло пробуждается. Оно незримо и пока плавно окутывает город. Тут и там бездомные бродяги всех мастей и ароматов скапливаются в шайки, бродящие как зомби, что-то хранящие в молчаливых головах, зорко посматривая на окружающих. Грядёт Князь Тьмы, Его эра подбирается…

Церковь – пыльную, полупустую просторную площадь с тёмными уголками – наполняют горами сверхновой (в конце восьмидесятых представленные модели компьютеров были, примерно такими же, как сейчас сверхмощные ноутбуки) аппаратуры. Тут есть абсолютно всё что угодно для замеров показателей объекта. Грядёт тёмная жуткая ночь. Бездомные (одного из них отыгрывает неугомонный рокер и создатель хоррор-шоу Элис Купер, создавший одноимённую песню к фильму в то время) ордами зловеще снуют по асфальту вокруг стен церкви.

Томное солнце садится.

Вдруг катализатором для точного понимания яви деяний заточенного Зла становится всем на обозрение следующая сцена, где один решивший уйти на ночь глядя домой убитый ножницами в руках бездомной, престаёт гласом Зла, пугающе мрачно твердящим с тёмной улицы о скором пробуждении и смерти всех непокорных… Резко в доказательство своей силы плоть только что гласящая пророком будущности буквально на глазах распадется в пустую оболочку, полную жирнючих насекомых.

В предельном ужасе, далёком от разных научных завихрений попыток подогнать под правила и каноны формул нечто высшее, люди встречают в сумрачных коридорах куда более очевидные проявления Тёмных сил…

Главная часть фильма и концовка по-настоящему преисполнена в безупречном виде непонятной схватки с уже не только с зомбированными служителями Зла, но и с чем-то более могущественным, после череды научных попыток дать объяснение при помощи тахионов (этаких микрочастиц, передающихся из одного временного промежутка в другой) тайному обрывистому посланию-предостережению через сны.

Несколько возвращаясь к ранее изложенному, хочу поделиться о вложенных составляющих в понятие «эффект ужаса от Джона Карпентера». В него входит вполне незамысловатый сценарий (в данном фильме он написал его под псевдонимом Мартин Куотермас), который умело преподносится свойственной лишь ему режиссурой и гнетущей вполне однообразной, точно сердцебиение сокрытого Зла – музыкой, в качестве бессменного композитора. Вот оно ловкое сочетание для хорошего жутика той поры.

В данном фильме есть всё, но как такового в большинстве нет. «Такового» — это значит, что нет громадных монстров или убийцы. Во всяком случае, в большинстве хронометража фильма. Зато грамотно выдаются малые дозы страха для ещё большего скопления туч гнетущей атмосферы, так и давящей сходящимися стенами на персонажей и зрителей. Например, пересуды о таинстве многоликого Зла, некоторые небрежно брошенные фразы о вдруг пониженной температуре, как если б тут пролетал призрак, о догадках в видениях, чьи визуальные сообщения обрываются как раз в самый момент прорисовки силуэта, покидающего арку входа в церковь…

Одним словом, если Вы знакомы с ранним крепким творчеством Джона Карпентера в таких атмосферных стильных и точно показывающих руку режиссёра, сценариста и композитора в одном лице фильмах, как «Нечто», «Побег из Нью-Йорка», «Хэллоуин» и даже весёленько-философично-дурманный опус «Тёмная звезда», то в один ряд с ними прочно входит и «Князь Тьмы», по праву вызывающий мурашки на коже. В нём есть и чарующая основа глубоких тайн; мрачность, сдобренная музыкальным соусом Карпентера (коей близок по нагнетанию визуальных эффектов, как и музыка группы «Goblin» в Арджентовских джалло); непривычный набор слуг зла, схожих на зомби; спонтанный конец, как бы подобно брошенному топору из рук отца Лумиса, резко перерубающий «Гордиев узел» на самом завораживающем месте с лапой Зверя из жидкого зеркала и, конечно же, послесловие с финалом завершённого видения от «Братства Сна»…

В данном тексте много многоточий, что не случайно, ведь и в фильме их хватает сполна почти в каждой сцене.

Подводя итог с оценкой, замечу, что данное детище (в одном интервью на вопрос о самом любимом фильме, он ответил со скромной улыбкой, что все его проекты для него – дети, а, следовательно, он всех их любит по-особому) Карпентера имеет все десять баллов из десяти по моей личной шкале жутиков всех времён. Поэтому однозначно всем, кто ещё не просматривал данный продукт тёмной ночью в тёмной комнате, я заранее настойчиво рекомендую погрузиться в стоящую картину, и чуть-чуть им завидую в праве первооткрывателей шедевра, ведь фильм по-настоящему хорош со всех сторон, как не посмотри или не послушай диалоги под аккомпанемент стучащей в виски усугубляющей положение музыки маэстро Джона Карпентера…

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

 Cтраница фильма «Князь Тьмы» в КЛУБ-КРИКе


ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Субстанция Зла — отзыв на фильм «Князь Тьмы» (Prince of Darkness, 1987 г.)

  • Читал, что этот фильм входит в так называемую «трилогию Апокалипсиса» Карпентера. Кроме «Князя тьмы» туда входит «Нечто» и «В пасти безумия». Но если эти два фильма — одни из моих любимых, то «Князь тьмы» как-то абсолютно прошел мимо меня.

Добавить комментарий

  

  

6 × 1 =