Лично для меня имя режиссёра Альберта Пьюна достаточно знакомое; он снимал уйму (и до сих дней не унимается) разномастных боевиков о восточных единоборствах и фантастических историй. Правда все они дешёвы, однако многие по этой причине самобытны и порой созданные по собственному смелому сценарию. Хоть его кино малобюджетно, вместе с тем оно известно благодаря частым трансляциям по телевиденью всего мира, особенно в 90-е года. Судите сами: это и ценимый мной (благодаря главному актёру Жан-Клоду Ван Дамму в частности) футуристичный суровый боевик «Киборг», это и гангстерский постапокалипсис «Радиоактивные слёзы» с премией «Золотой Ворон» в Брюсселе, это и кино с Рутгером Хауэром о неприветливом мире разрухи с горсткой киборгов «Солдат Апокалипсиса», и перечень частей «Немезида» с Оливье Грюнером, и вторичные кулачные боевики «Кикбоксёр 2: Дорога назад» и «Кикбоксёр 4: Агрессор». Уверен, что кое-что видел каждый хоть раз в жизни, при этом это далеко не все киноработы.
Так вот, шатко балансируя меж антиутопическим мрачным ядерным футуризмом и прямым боевиком, Альберт Пьюн однажды выдал неожиданно для себя настоящий жуткий триллер, однако, не позабыв свою тягу к фантастике, перестрелкам и неприветливым мирам будущего. Но всё настолько в идеальных пропорциях, что эффект на зрителя лучше не придумать.
И актёрский состав хорош: прекрасный драматический талант, если взглянуть на его европейские работы – Кристофер Ламберт, подыгрывает ему Наташа Хэнстридж – на мой взгляд не прекращающая всюду сниматься и на день, а в разбираемом фильме выложившаяся на все сто процентов, а в эпизоде Эндрю Дивофф, обычно знаемый по участию в роли джинна из двух первых сериях «Исполнитель желаний».
Сам мир выдаёт недалёкое будущее (2007-ой по сюжету, так как кино вышло на экраны в 96-ом), где общество и его устои ещё не пали, но уже очевидно трещат по швам, выражаясь в неугасающих забастовках и стычках с властью, разваливая целые города. Кругом серые грязные улицы, снующие агрессивные личности, полыхают костры и мусор. Полиции не хватает, все бегут из пределов Бостона за лучшей жизнью в более стабильные места. Никому не до кого нет дела. И сами копы ужасно рискуют объявляться в столь унылых районах, работая за скудную оплату в пыльных старых бронежилетах…
Вот в такой ситуации в грязи анархии появился некто сильный, шустрый, хитрый и кровожадный. Это чудовище-гуманоид чувствуя себя вольготно в урбанистических джунглях разрухи жестоко убивает жителей, прячась в полупустых многоэтажках и перебегая улицу за улицей. Так на его деяния прибывает новичок-полицейский Дэлон (Н. Хэнстридж) с напарником. У неё за пазухой припрятан паспорт для маленького сына, чтобы он мог быть отправлен в специальные лагеря, где жизнь гораздо лучше, но за незаконное приобретение подобного документа по Закону – смерть.
Скоро в клаустрофобии старого дома с выбитыми окнами пара заметит движение подозреваемого и ужаснётся изуродованным останкам людей и первой группы полицейских. В неожиданной атаке Дэлон останется совсем одна, зажавшись в угол и, по еле работающей рации вызовет подкрепление.
Прибудет ещё группа из трёх человек. Главный там Лемье (К. Ламберт), его фотография висит на доске почёта в участке, но бульдожья хватка у него далеко не тщеславная, а скорее с верой в то, что если б жители не драпали из города в более лучшие места, то он бы и не был таким рассадником анархии. Узнав, что у новичка Дэлон растратилась одна обойма из двух в комплекте на поясе, но подозреваемый не ранен и кругом изуверски растерзанные жертвы, да к тому же у него могут быть пистолеты от мертвых копов, Лемье понимает, что поимка не будет простой.
Так им предстоит в заброшенных участках города, мокрых лабиринтах вентиляции, а после в пустой тёмной тюрьме следовать за неуловимым монстром с острым ножом, порой забывая, кто кого ловит?..
В участок прибывают военизированные учёные во главе со Стернсом (Э. Дивофф), кои оповещают, что подозреваемый, перерезавший кучу народа подопытный мутант неимоверной силы и выносливости, к тому же у жителей города не более двух часов, чтобы прекратить его жизнедеятельность, из-за опасения, что его организм носит в себе бактериологическую опасность массовой эпидемии…
За этим всем, за каждым кадром оператора невозможно не следить неотрывно от экрана; освящение, декорации, оголённые нервы у персонажей – верх пугающего саспенса, как и неотступная клаустрофобия всюду и везде. Мутант-убийца использует и холодное оружие, и огнестрельное и уловки мозга, чтобы завораживать зрелищем его поимки четырьмя полицейскими. Музыка словно отдающая гулкий такт сердцебиения иррационально нагнетает и без того напряжённую опасную обстановку картины.
Кино очень привлекательное по множеству показателей, у меня явно заслуженно занесённое в двадцатку самого любимого мощного хоррора за всю историю кинематографа, и что удивляет, так факт о провальности кино в прокате. Безусловно, оно дешёвое, но это не доскональный треш: актёры прописаны адекватно в поведении и разномастности характеров, прениях при принятии решений, грим достоин и атмосфера соблюдена на порядок выше, чем в ином другом кино.
Посему именно этот фильм я рекомендую посмотреть всем и каждому, кто желает прочувствовать холодный пот жути, дрожь в руках с зажатым пистолетом с неугомонно уменьшающимся запасом пуль, удушье надвигающихся лабиринтов стен и страх погони от Кристофера Ламберта и его напарницы Хэнстридж. Явно скучать не придётся.
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Кристофер Ламберт — один их моих любимых актеров. Очень жаль, что он не смог реализовать в полной мере мировую славу, которую он завоевал, сыграв бессметного Коннора Маклауда в «Горце».
В моем восприятии творчества Альберта Пьюна также считаю «Адреналин» один из самых удачных его фильмов.