Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на фильм «Сияние» (The Shining, 1980 г.)

 

По литературному остову Стивена Кинга режиссёр Стэнли Кубрик соорудил данный кинопродукт с одноимённым названием по книге, только лишь вот не более чем скелет взят в поддерживающий каркас. Прикасающийся к бумажному источнику или же иным последующим экранизациям с протекцией писателя поймёт гряду несоответствий в малом и крупном по всему хронометражу.

И после выше описанного абзаца становится ясным о царствовании в «Сиянии» единоправного гения режиссуры – Стэнли Кубрика. Здесь он смел, как всегда, чтобы содрать многое из книги и подать лишь собственное блюдо, несомненно, с помощью «человека-акулы» (это я о его дьявольской улыбке) Джека Николсона. Но отнюдь, как бы главный актёр не твердил по прошествии десятков лет о собственно мизерной работе в фильме, которую он сравнивает с чем-то вроде балетных па и пируэтов с топором наперевес; о жутком недовольстве писателя в переигранном до тьмы несостыковок детище и ещё уймы разного, кино «Сияние» заслужило похвалу в свой адрес, водрузив за океаном звание, как самая удачная экранизация Стивена Кинга. Да и даже во множестве проводимых опросов – одно из самых страшных фильмов, благодаря удачной формуле ужаса. Туда входило выверенное использование всех составляющих, кои всецело нашли своё применение в истории об убийце с топором.

Чтобы не утруждать мысли под коркой головного мозга, не тонуть в сравнениях литературной основы Стивена Кинга и кино Стэнли Кубрика пытаться сопоставлять краями эту пару не стану, а непосредственно сконцентрируюсь на кинокартине, выдав сюжет.

Писатель Джек Торренс, «завязавший» с выпивкой, живёт с женой Венди и сыном Денни. Последний несколько странен, возможно, всего лишь виноват небольшой возраст и выдуманные невидимые друзья, может они только переходная грань людской жизни; через год другой он и сам позабудет о беседах со своим указательным пальцем?..

Решив написать книгу, Джек сгребает свою семью в охапку, доезжает на машине до отдалённого отеля «Оверлук» и получает разрешение стать сторожем на несколько зимних месяцев. Попутно его пичкают страшилкой о бывшем стороже Грэйди, который планомерно взял да и пристрелил двух дочурок-близняшек с жёнушкой от подобной работы в глухой местности. После и себе мозги разнёс, кстати. А Денни, пока был занят отец, выслушивает историю от старика-негра, работающего поваром, мол, мы оба умеем замечать некое сияние, переговариваться без слов, своего рода телепатия… И если что не так, то ты только позови меня в мыслях и я приеду на помощь. И ещё между делом – не заходи в номер 237, не нужно…

Через какое-то время ни персонал, ни посетители уже не в стенах огромного отеля, отрезанного от всех и вся, а лишь трое сторожей. Женщина подобно другой заботливой хранительнице семейного очага готовит пищу, занимается бытом, пока муж в просторной зале настукивает на пишущей машинке зачатки будущей истории. Сын же без присмотра разъезжает на трёхколёсном велосипеде по нескончаемым коридорам, изредка натыкаясь на мигающие призраки двух девочек-близняшек, да ещё другие иррациональные вещи…

Далее раздражение писателя всё нарастает и нарастает на жену, как снежный ком, когда та отвлекает его от работы началами фраз для разговора или же призывом перекусить, но здесь его в принципе можно понять всем, кто что-то пишет или сочиняет…

Словно в нескончаемой беспроглядной пучине одноликих дней, как и горизонт белый-белый от гигантских завалов снега всюду, отец забредает в каком-то полусонном трансе в ресторанный зал и, причём встречает тут множество народу: разодетых гостей и персонал. Бармен терпеливо выслушивает сетования мужчины, уставшего от семьи, бесплатно подливая алкоголь…

В туалете призрак настоятельно просит повторить свой кровавый подвиг нынешнему коллеге. На него возложены большие надежды…

По истории маленького сына, Венди рассказывает мужу о неких странностях в номере 237. Так мужчина входит в зловещий номер и застаёт там обнажённую женщину. Она, покинувшая ванну, начинает увлекать в танец и… дурман спадает и перед глазами уродливый разбухший труп!

С запутавшимися мыслями бедняжка жена находит стопку бумаг мужа. Задаваясь интересом к его детищу, она читает первые листы и находит там только один бред, коей повторяется из строчки в строчку, из листа в лист. Всюду только бред сумасшедшего, набранный на печатной машинке. Выходит её муж всё это долгое время только что и делал так это настукивал белиберду час за часом?!..

Он точно мозгами подвинулся, а вокруг никого, только она и их сынишка в огромной мышеловке, да ещё замысел кровожадных призраков…

Примерно так и идёт начальное повествование. Я нарочно не желал детализировать, дабы каждый (особенно с учётом, если это первое знакомство с фильмом) насладился происходящим, порой неожиданно резким на переворот, а иногда захватывающим на мерные диалоги с представителями из иного мира. Конечно же, не стоит упускать дифирамбы в высокий строй подачи самого помещения, каждого операторского кадра, берущего персонажей в капкан огромного безлюдного пространства, пугающего зрителя даже лишь этим. Как и нескончаемым снежным холодом снаружи. Режиссёру удалось это сполна. Вспоминая свои ощущения, да и вообще все доводы всех знакомых и друзей в похвалу Кубрика, скажу, что мурашки так и маршируют по спине при просмотре данной истории, тем более в первый раз. Здесь нет как таковых монстров, нет ярких чудовищ, но есть несколько верных составляющих для удачного ужаса: мизерность действующих лиц, загадка, атмосфера отдалённого от окружающего мира пространства, мистика, тонкий ход сумасшествия, красочное резкое действо, верность подобранных операторских находок и освещения, звуковое сопровождение и грим. Всё в симбиозе создаёт неизгладимый эффект блужданий по колоссальному отелу, пустому и одновременно тесному от страха с нападением полоумного безумца с увесистым острым топором.

Даже не знаю, что можно ещё возложить на алтарь похвал, ведь более удачно вылепленной киноистории о сумасшествии и призрачном шлейфе вмешательства фантомов в подобном роскошном оформлении декораций пока мне не встречалось, тем более с хорошими достоверными актёрами.

И подводя итог написанному, поделюсь личным мнением, что в иных экранизациях (в основном телевизионных в несколько серий) подобного холодящего кровь эффекта я не находил. Однако чтобы не заступиться за автора первоисточника, то есть Стивена Кинга, тоже нельзя. Безусловно, он был прав, высказав гневные негодования по поводу экранизации в своё время, ведь в ней очень и ещё раз очень мало от его взгляда, вплоть до концовки и мотивов. Одним словом «Сияние» с Джеком Николсоном это как ни крути – мистический триллер Стэнли Кубрика, нежели экранизированный роман, что не делает ни чести, ни хулы в его адрес. Обязательно рекомендую каждому (фильм многопользовательский его одинаково смотрят разные поколения и приверженцы многих жанров) прикоснуться к – как я называю «Сияние» — истории о планомерном сумасшествии от одиночества и одичания, в рамках одной малой социальной группы близких людей в громадных жилых просторах.

 

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

Страница фильма «Сияние» в КЛУБ-КРИКе

Также читайте в клубе:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Отзыв на фильм «Сияние» (The Shining, 1980 г.)

  • А я уж было собрался посетовать, что у нас нет ни одного отзыва на «Сияние»! 🙂

    • MidnightMan

      Кстати, на моей памяти существуют ещё две версии «Сияние», которые в пару серий. Одну я не видел, а вот режиссёра Мика Гарриса 97-го года я смотрел, там Джека играет Стивен Уэбер. По-моему неплохой фильм, близкий к тексту у него вышел, но всё равно у Кубрика гораздо сильнее атмосфера.

Добавить комментарий

  

  

× 7 = 63