Фильм интересен по ряду причин. Пожалуй, самая первая будет жанровая направленность фантастической антиутопии, чьи отголоски можно подметить в последующих схожих картинах, которые гораздо более известны современному зрителю, нежели рассматриваемая классическая лента. Представленные режиссёрские изыскания, взращенные в качестве экранизации книги, заглядывают в возможный вариант будущего, когда человечество пережило войну, вынужденное замкнуться под громадными колпаками некого чудо-города, поражающего своим технологическим прогрессом. Всё отдано во власть машинам и компьютерам, а люди излучают счастливые беззаботные улыбки от радости быть лишь молодыми и здоровыми, чтоб наслаждаться этими двумя составляющими в полной свободе нравов молодых и здоровых тел, специально не обременённых «проблемами» старения или семейных обязательств. Естественно за всё надо платить, и за роскошь людского потока исключительно красивых жителей в разноцветных лёгких одеждах граждане коммуны обязаны подчиняться правилу «перерождаться» на «Огненной карусели» в тридцать лет, то есть участвовать в сакраментальном шоу с добровольным сожжением.
Разыгранная партия парочки, выбившейся из системы, проходит рука об руку с авторским взглядом на несостоятельность утопии только молодых и беззаботных, оторванных от натуральных сложностей, однако и попутного целого подлинного счастья планомерно стариться, выбирать себе в спутники или спутницы жизни одного полюбившегося человека, заводить с ним детей, чтоб воспитывать их, проводить в последний путь родных, написав на могильных плитах простые, но ёмкие статусы, как память о судьбе прошлых поколений, да даже разводить кошек, давая им имена. Представленное общество чем-то напоминает ярких бабочек без будущего, запертых в золотой клетке, цинично отмеряющей строгий срок дней. И вроде бы есть порядок, есть только удовольствия, но не они делают жизнь жизнью настоящего человека, не идущего наперекор природным законам с единственно мудрой каруселью, впускающей нас в мир слабым беззубым дитя и забирающей обратно таким же беззащитным хрупким созданием, лишь усыпанным сединами. И в двух случаях всегда должны быть рядом заботливые молодые сильные поколения, чтобы полный круг жизни никогда не останавливался.
Но, даже не особо вникая в нравственные темы, затронутые в сценарии фильма, работа оказывается насыщенной приключенческой фантастикой середины 70-х, по праву заслужившая свой Оскар за визуальные эффекты и целую россыпь наград кинопремии Сатурн. В самом деле, воссозданные масштабные декорации дарят величественную атмосферу футуристического стерильного города или заброшенных крошащихся остатков цивилизации, где проходит остросюжетная погоня нон-стоп в исполнении Майкла Йорка (Michael York), изобразившего метаморфозу из ревностного слепца, служащего системе, и человека, готового принять естественные законы жизни; а так же его напарницы Дженни Агаттер (Jenny Agutter), украшающую кадр своим присутствием короткого зелёного платья и таких же глаз. Нельзя не отметить единственного старика из рассказа – Питера Устинова (Peter Ustinov), продемонстрировавшего собирательный образ пожилых милых людей, что чем-то забавны, точно дети.
В итоге фильм может принести зрительское удовольствие тем, кто ценит интересные сюжеты, затрагивающие любопытные всегда актуальные вопросы в своих выдуманных экранных мирах, а также всем любителям немного наивной фантастики, что с годами привлекает уже не столько формой, а сколько содержанием.
P.S. Большое спасибо Ире (irina15) за совет посмотреть этот увлекательный фильм!
Сюжет:
23 столетие. Часть человечества пережившего войну, экологические катастрофы и перенаселение проживает в полностью автономном городе под куполом, управляемом компьютерами и машинами. Здесь все молодые и здоровые, не задумывающиеся о старости, ведь при наступлении тридцати лет каждый должен оказаться в «Огненной карусели», пройдя «перерождение»…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Здорово ты написал, Рома. Фильм такой по — детски прямолинейный и увлекательный. И я все время чувствовала параллели и заимствования «Острова», да и цитаты в других фильмах из этой классики вспоминались. И молодой Майкл Йорк тоже интересен, ты прав. 🙂 Я его на экране увидела впервые в более позднем возрасте. В «Федоре» и «Кабаре». Но мастер — это мастер. 🙂
Спасибо! Ага, «Остров» похож на этот фильм. И я тоже Майкла Йорка впервые увидел в «Кабаре» 🙂