Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Мнение о сценарии “Марсианин” Дрю Годдарда

 

Оригинал статьи

Энди Вейр начал писать свой дебютный роман “Марсианин” еще в 2009 году, задавшись целью создать как можно более реалистичную историю выживания человека на  Красной планете с максимальным учетом существующих на настоящий день технологий.

Итак, если кто не знает, сюжет его произведения строится на том, что главный герой, астронавт Марк Уотни, после чрезвычайной ситуации остается один на поверхности Марса. ЦУП и экстренно эвакуировавшаяся команда исследователей считают, что он погиб — а поскольку система коммуникации уничтожена во время пылевой бури, то Марк не может связаться с Землей и сообщить что жив. Хорошая новость для героя заключается в том, что жилище, ровер и инструменты остаются неповрежденным, плюс у Марка имеется запас пищи на один год. Плохая заключается в том, что следующая марсианская экспедиция высадится на красную планету только через 4 года, причем место посадки будет находиться  на расстоянии 3200 километров от Марка. Но Марк не собирается сложить руки и ждать голодной смерти – он планирует выжить и выбраться с Марса, невзирая на то, насколько микроскопическими выглядят его шансы на хэппи-энд.

После того, как ни одно из книжных издательств не заинтересовалось книгой, Вейр выложил ее в свободный доступ на своем сайте.  Вскоре появившиеся фанаты уговорили автора сделать версию книги для  Amazon Kindle. Вейр в конечном счете так и поступил, разместив роман по минимально возможной цене в 99 центов. За три месяца, книгу купили 35 000 раз. Это позволило наконец-то привлечь внимание издателей –  “Марсианина” вначале выпустили в формате аудиокниги, а затем в марте 2013 наконец и в традиционной бумажной версии.

К тому моменту эта история привлекла студию “20 Век Фокс”, которая выкупила права на экранизацию. Изначально проектом занимался Дрю Годдард – однако затем он выбыл из проекта, и на его место был взят Ридли Скотт. Съемки ленты начнутся уже осенью этого года, премьера назначена на 25 ноября следующего, а роль неунывающего Марка Уотни исполнит Мэтт Дэймон. Но, пускай, Годдард больше не имеет отношения к фильму, от его участия в проекте остался датированный 4 октября 2013 года 136 страничный сценарий, который по крайней мере позволяет оценить, насколько адаптация может быть близка к первоисточнику.

Но прежде чем поделиться мнением о сценарии Годдарда, я выскажусь насчет книги. Она мне нравится – за счет с одной стороны реалистичности, а с другой за юмор в исполнении главного героя, который практически в любой ситуации сохраняет оптимизм и всегда находит решение, каким бы невероятным оно ни было. Благодаря этому сочетанию позитивного настроя и обилия технических деталей,  роман Вейра читается крайне легко. Да и вообще, на свете не так уж и много произведений, которые могут сделать такое большое количество математических расчетов такими интересными.

Однако если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения потенциального фильма, то все становится сложнее. Во-первых, большую часть книги занимают размышления Марка. Существует, конечно, определенное количество способов передать мысли героя, в виде закадрового голоса, разговора с самим собой и т.п. но у всех есть свои ограничения.

Во-вторых, сюжет книги охватывает промежуток в несколько лет – большая часть действия разворачивается на Марсе, но есть еще сцены на нашей планете и на космическом корабле Гермес, на котором на Землю возвращается экипаж Марка.

В третьих, математика. Чтобы выжить, герою фильма приходится рассчитывать абсолютно все – сколько он может потратить калорий, сколько нужно воды, чтобы вырастить урожай, сколько пират-ниндзя (специально придуманная им единица измерения чтобы было не так скучно считать) требуется, чтобы обеспечить питание роверу и системам жизнеобеспечения… В книге все эти подсчеты работают на историю, помогая лучше проникнуться ситуацией, в которую попал герой. Но фильм это не книга – тут желательно показывать, а не рассказывать, но при этом так, чтобы зритель не знакомый с произведением понял, насколько сложны задачи стоящие перед Марком.

Итак,  удалось ли Годдарду решить эти проблемы и насколько его сценарий близок к роману? Я не буду пересказывать сюжет, который каждый может узнать прочитав книгу, ограничусь лишь общими наблюдениями.

Что касается  размышлений героя, то с ними обошлись достаточно традиционным способом – с помощью видеодневника, который ведет Марк. Сцен, где он надиктовывает что-то на камеру много, но все таки стоит отдать Годдарду должное за то, что он попытался не забивать абсолютно все закдровым голосом героя, в ряде сцен ограничиваясь лишь показом действий героя  и позволяя визуальным образам работать на сюжет.

Значительная часть подсчетов из сценария благополучно пропала – остались лишь самые важные начальные расчеты вроде необходимого количества пищи и воды, а также веса. Впрочем, их все равно достаточно много. Не знаю, может быть Ридли Скотт в конечном счете и придумает какой-то интересный видеоряд, позволяющий как-то наглядно визуализировать все эти цифры, вместо того, чтобы просто рассказывать о них. Но если нет, то уж лучше пускай остается так, нежели все это будет просто вырезано.

Что касается сюжета, то в целом, он точно следует структуре романа, сохраняя абсолютно ту же общую последовательность сцен (понятно, что кое-что сократилось до размеров монтажной нарезки, но это было неизбежно) практически без каких-то добавлений от сценаристов — разве что  тут Марку все же удается “исполнить” Железного человека., И все было бы ничего, но к сожалению все эе одна часть сюжета  была полностью вырезана из сценария – а именно, 3200 километровое путешествие Марка по Марсу. В сценарии, Марк залазит в Ровер, далее следует нарезка сцен на Земле и пара кадров с ровером, а в следующей сцене, герой уже на месте назначения.

С одной стороны, я кажется могу понять Годдарда. Книга занимает 350 страниц. Скрипт насчитывает 136 – это почти 2.5 часовой фильм. Сценарист оказался в ситуации главного героя фильма, которому чтобы взлететь нужно каким-то образом сбросить несколько тонн груза с и так уже максимально облегченного корабля и которому приходится выбирать что, скрипя зубами, еще можно выкинуть, а без чего он так и не сможет оторваться от поверхности.

Сцены с Землей требуются для того, чтобы объяснить план спасения героя. Флэшбек, показывающий Марка до пылевой бури по идее необходим чтобы раскрыть личности его команды. Можно было бы удалить эпизод с Китаем – но в эпоху, когда голливудские блокбастеры собирают в Поднебесной больше денег чем в США, это кажется уже не вариант.  Переписать сценарий в духе “Гравитации” таким образом, чтобы оставить акцент  чисто на Марке? Кто знает, может Годдард и думал о таком, но по мне это крайне непростая задача, да и тогда финальный результат уже будет сильно отличаться от первоисточника.

Так что, чтобы уместить остальной сюжет в один фильм пришлось выкинуть поездку, хотя опять же, это важный этап в книге, да и в контексте  сюжета, один из самых динамичных эпизодов –  ведь значительную часть остального действия герой проводит в замкнутом помещении, хотя логично было бы ожидать, что в фильме с названием “Марсианин” будет много сцен с собственно говоря, самим Марсом. Хотя, возможно тут еще сказались и бюджетные ограничения.

Как бы то ни было, но отсутствие показа путешествия – это единственная вещь в сценарии Годдарда, которая мне  действительно не понравилась. Могу лишь надеяться, что авторы каким-то образом изыщут место хотя бы для какой-то его части. Во всем остальном ,скрипт старается соответствовать духу первоисточника, передавая основным события, диалоги и шутки.

Единственное о чем мне еще нужно напомнить – так это о привычке Ридли Скотта  после прихода в проект, приводить своих сценаристов, которые затом часто оставляют не так и много от работы предшественника (в качестве последнего примера смотри “Прометей”). Так что я совсем не удивлюсь, если вскоре мы узнаем, что такая же судьба постигла и “Марсианина” и у проекта уже новый сценарист.

Разумеется, 100% точных экранизаций не бывает, как не бывает и случаев, когда все поклонники литературного произведения остались бы довольны фильмом. Но все же, каждый раз хочется, чтобы авторы постарались передать все лучшие эпизоды из книги, ну или  по крайней мере придумали что-то свое, что соответствовало бы ее духу. В данном случае, Годдард сделал такую попытку – и мне остается лишь надеяться, что в итоге с “Марсианиным” все будет в порядке.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

+ 38 = 47