Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Норман Бейтс (Norman Bates)

 
1

Норман Бейтс в исполнении Энтони Перкинса в «Психо» (1960)

Норман Бейтс (Norman Bates) — вымышленный персонаж, маньяк, созданный на страницах романа «Психо» Робертом Блохом. Широкую известность персонаж получил благодаря знаменитому одноимённому триллеру Альфреда Хичкока, а так же последующих его сиквелах. Исполнителем роли стал Энтони Перкинс («Психо» и в его продолжениях), Генри Томас («Психо 4»), Винс Вон (ремейк), и Фредди Хаймор (сериал). Что интересно, за основу маньяка, Блох брал историю знаменитого убийцы Эда Гейна, хотя между ним и Норманом связей мало.

Норман Бейтс пожалуй один их самых известных маньяков в кинематографе. Большую значимость персонажа подчёркивает тот факт, что Норман страдает раздвоением личности: одна личность — робкий, скромный и одинокий мужчина, боящийся гнева собственной матери, вторая — сама мать, жестокая, беспринципная, убивающая всех, кто так или иначе связан с Норманом, что продолжать властвовать над сыном, и если первая часть основывается на раскрытии персонажа, то продолжения больше акцентированы на борьбу Нормана со своей второй личностью.

О детстве Нормана известно немногое. Его отец умер, когда Норман был ещё ребёнком, что в какой то степени отразилось на его психике, и воспитывала его мать — Норма Бейтс, которая в частности и повлияла на дальнейший психоз Нормана. Когда ему исполнилось больше 18 лет, его мать нашла себе нового любовника, что вызвало у Нормана приступ ревности. Ситуация обострялась тем. что отчим был довольно жесток, а Норма до встречи с любовником постоянно была с сыном и навязчиво оберегала его, а тот был под её постоянной защитой. Когда же она повстречала другого человека, Норман стал ощущать себя одиноким, а мать его и вовсе если не игнорировала, то стала относится к сыну халатно. Это и определило её дальнейшую судьбу, когда Норман подсыпал ей и её любовнику стрихнин.

1

«Психо 1»

Позже, чувствуя вину за содеяное, Норман выкопал труп матери, высушил, и превратил в мумию. После он всё обставлял так, что его мать по прежнему была жива: он разговаривал с ней, и сам же себе отвечал её голосом, а после и вовсе стал вести её образ жизни. Так окончательно развилась болезнь — раздвоение личности, когда Норман «преображался» в свою мать-маньячку, считающую, что кроме неё её сыну больше никто не нужен. Тогда же и начались первые убийства, когда Норман приводил к себе домой девушек, а потом «переодевался» в свою мать и жестоко убивал их. Сам Норман не помнил процессы убийства.

Так прошло несколько лет. Норман владел небольшим отелем, и жил под гнётом своей якобы живой матери, а все убийства так или иначе были нераскрыты. Однажды, в отель Нормана приехала Мэри Крейн, бежавшая из города от полиции за грабёж. К несчастью, Мэри симпатизировала Норману, что вызвало ревность со стороны матери, и та хладнокровно убила Мэри в душе несколькими ударами ножа. Шокированный действиями своей «матери», Норман скрыл все следы приезда Мэри и её, вместе с её машиной, Норман утопил в болоте. Спустя какое то время к Норману приезжает частный детектив Милтон Арбагаст, разыскивающий Мэри и уверенный, что Норман замешан в её пропаже. Решая проверить его дом, Милтон сталкивается с «матерью», и ей же оказывается убит.

В конечном итоге, сестра Мэри — Лайла и её друг Сэм проникают в дом маньяка, надеясь найти следы присутствия Мэри или её саму, но находят лишь высушенный труп матери Нормана и его самого к женском одеяний. После Нормана арестовывают, признают душевнобольным и помещают в психиатрическую лечебницу, при этом разумом Нормана окончательно овладевает мать.

1

«Психо 1»

Что интересно, после первого фильма, многие ставили теорию о том, что возможно никакой матери и нет, а Норман является не кем иным, как психопатом-убийцей, прикрывающимся образом матери для оправдания. Возможно, эта бы теория получила официальную версию, если бы не продолжения фильма, которые ей же и противоречили, и в открытую заявляли, что у Нормана действительно шизофрения.

События «Психо 2» происходят спустя 22 года после первого фильма. Нормана признают вылечившемся, и оправдывают его перед убийствами, однако на суде Лайла Крейн — сестра покойной Мэри — всячески противоречит приговору, но её не слушают. Норман возвращается к обычной жизни, устраивается работать в местную кафетерию, и вновь начинает управлять отелем, который за время его отсутствия превращается в некое подобие борделя. Вместе с этим Норман встречает Мэри, которая становится его помощницей, а после подругой. Казалось бы, жизнь вернулась в нужное русло, но лишь на время — кто то в обличие «матери» продолжает жестокие убийства. Ситуация усугубляется тем, что Норману постоянно названивает неизвестная женщина, которая представляется его матерью. Норман всё больше и больше вгоняет себя в вернувшийся психоз, при этом он сам не знает — он ли совершает эти убийства, или нет. В итоге выяснилось, что Мэри является дочерью Лайлы, которая возмущена оправданием Нормана и всячески пыталась вернуть Норману его болезнь, переодеваясь его матерью и названия ему по телефону. Но Лайлу кто то убивает, а Мэри, думая, что Норман ответственен за её смерть, сама пытается его убить, но ей этого не удаётся. В итоге её и её мать признают виновных за многочисленные убийства, и Нормана вновь отпускают.

1

«Психо 2»

Этим же вечером, к Норману приходит его знакомая Эмма Спул, которая раскрывает ему тайну его прошлого: по её словам, именно Эмма является настоящей матерью Нормана, в то время, как Норма была его тётей. Это становится Точкой Кипения для Нормана, и он, не сказав ни слова, убивает Эмму, а её труп относит в комнату матери. Спустя несколько секунд зритель понимает, что болезнь Нормана возобновилась — «мать» отправляет Нормана на работу.

Спустя два года, Энтони Перкинс собственноручно решает возродить франчайз и продолжить историю Нормана сразу же после событии второго фильма. Продолжая жить под гнётом «матери», Норман управляет отелем, и продолжает жить своей жизнью. Одновременно, на территории отеля происходят жестокие убийства посетителей, которые по мнению «матери» недостойно вели себя. Норман старается скрыть убийства. Вместе с тем, к нему в отель приезжает монашка Морин, считающая себя виновной в смерти. Норман влюбляется в неё, и эта любовь выходит взаимной, но и роковой для Морин. Вскоре она понимает, что Норман продолжает совершать убийства, но сделать она ничего не может: она умирает, случайно упав с лестницы. Прибывшая в это время журналистка Трейси Венабл, расследующая убийства «матери», оказывается один на один с обезумевшим Норманом, но того в итоге арестовывают и вновь отправляют в психбольницу.

Последнюю часть квадралогии снимали уже для телевидения, потому фильм, в отличие от предыдущих частей, не получил особой популярности. Спустя несколько лет, Нормана вновь признают вылечившимся. Он женился, и начал жить спокойной жизнью, однако вскоре он узнает о беременности своей супруги. Боясь, что его дети будут такими же маньяками, как и он сам, Норман скрепя сердце решает убить жену, и решает сделать это на своём дне рождении. Дожидаясь жену, Норман звонит на телефонную передачу, где рассказывали о матереубийстве. Представляясь фальшивым именем — Эд — Норман рассказывает историю своего детства и о том, как он убил свою мать. Оставив ведущих передачи в недоумении, Норман отправляет в старый семейный особняк, надеясь там расправиться с женой, но вскоре та уговаривает Нормана не делать этого, и тот просит покинуть её. Сам же он решает раз и навсегда распрощаться со своим прошлым, и сжигает дом матери, попутно сталкиваясь с призраками его жертв и собственной матери. В итоге Норману удаётся избежать огня и выбраться из дома. Напоследок он слышит голос собственной матери, оставшейся в горящем доме, просящей забрать её с собой, но тот её не слушает и уходит. Таким образом, Норман выздоравливает окончательно.

1

«Психо 3»

На этой более счастливой ноте заканчивается история одного из самых знаменитых маньяков в истории фильмов ужасов. Интересно то, что благодаря Голливуду, первоначальное решение Хичкока оставить персонажа в психбольнице было отвергнуто. Первый фильм являл собой мрачный триллер с элементами детектива. Основная интрига крутилась вокруг матери Нормана, и потому для многих было неожиданно, что мать и Норман — это один и тот же человек. Как я сказал выше, если бы не было продолжении, то можно было предположить, что никакой матери не существует, она всего лишь выдумка Нормана, оправдание для убийства. Идея о раздвоении личности, получившая широкое распространение во франчайзе, в четвёртом фильме приобрела мистический подтекст, связанный с тем, что в Нормана вселился дух собственной матери (хотя это всего лишь ещё одно предположение), ведь не зря же ему казалось, будто она и правда разговаривает с ним (точнее, её труп в подвале в финале). Впринципе, это и логично, но в то же время полностью противоречит концепции, созданной Хичкоком в первом фильме. Был ли это призрак матери, или же Норман и правда болел — так и не ясно.

Теперь хотелось бы рассказать о характеристике персонажа и о том, кто является его настоящей матерью. Многие уверены в том, что его настоящая мать — психованная Норма, но нельзя исключать и вариант с Эммой Спул (однако, в третьей части пытались опровергнуть её причастность к родству Нормана). В отличие от Нормы, Эмма действительно являлась маньячкой, и вполне вероятно, тяга к убийствам могла перейти по наследству к Норману. С другой стороны, Эмма-мать убивала, в отличие от Нормы, весьма нецелесообразно. Если под нож Нормы попадали те, кто так или иначе был связан с сыном, то Эмма убивала с целью поддерживать в Нормане дух убийства и с целью укрепления отношении его с матерью. Всё таки, правда как раз на стороне Нормы, потому что, во-первых, в четвёртом фильме, где рассказывается история прошлого Нормана, ни о какой Эммы Спул не было и речи, во-вторых, если учесть, что и сама Норма была достаточно несообразной женщиной. Например, она по-началу могла ласково назвать сына, а затем жестоко поругать его.

1

Генри Томас в образе Нормана из «Психо 4»

Однако нельзя и исключать того факта, что и сам Норман склонен к убийствам. Во-первых, он хладнокровно убил родную (родную ли?) мать, что само по себе является страшным грехом, о котором Норман, кстати говоря, не жалеет. Во франчайзе даже нет намёка на то, что Норман считает себя виновным в смерти матери даже будучи вылечившимся, что только укрепляет предположение о его жестоком характере. Во-вторых, не найдя других решении, даже не подумав об аборте, Норман сразу же решает убить жену, и не только её, но и неродившегося ребёнка, даже не задумываясь о последствиях. Таким образом, если соединить всю мозайку целиком, можно вернуться к первоначальной концепции — Норман настоящий маньяк, а «мать» — это всего лишь оправдание для убийств, или же таким образом Норман выражает свою вину за смерть матери.

Интересен факт, что в оригинальных книгах Блоха, и даже его сиквеле, эта концепция полностью оправдывает себя. В книге Норман действительно был жестоким, психически неуравновешенным и внешне неприятным, ведь он не только убил родную мать, и сумел сбежать из психушки, при этом убив двух монашек. Правда, в книге его ждала довольно скоропостичная смерть. Но в фильмах это не стали развивать, и показали Нормана с другой стороны. Он был спокойным, в его взгляде читались обречённость и озабоченность, а для всех, и даже для себя, он был довольно дружелюбен. Но ненадолго, ведь в третьем фильме концепция Норман-маньяк вернулась, а в четвёртой утвердила себя окончательно. Так что я считаю, что Норман, а не его «мать» — действительно маньяк.

1

Винс Вонг в образе Нормана из «Психо» (1998)

Популярность персонажа позволила ему возродить себя трижды: в сериале 1987 года, в ремейке 98 года и в 2012 году, когда на телевидении появился сериал «Мотель Бейтса», который по хронологии считался приквелом Психо Хичкока, хотя и противоречил ему. Сериал «Отель Бейтсов» к сожалению малоизвестен, потому и не считается каноничным в общей вселенной. По сюжету, находясь в психушке после первого фильма, Норман встречает Алекса Уэста к которому Норман испытывает похожие на отцовские чувства. Норман оставляет Алексу ключ от отеля, и вскоре умирает. На этом, к сожалению, появление персонажа ограничилось.

В ремейке было решено вернуть книжный образ Нормана, показывая его как раз с «канонической» стороны — неуравновешенный психопат-убийца, который действительно верил в то, что убийца — его мать. К сожалению, ремейк провалился в прокате, и об образе персонажа в ремейке забыли.

Как бы там ни было, в сериале на развитие психоза Нормана влияет не только мать, но и окружающий его мир: городок, в котором его мать открыла отель был полон жестоких людей, к тому же сам персонаж страдал психическим заболеванием, благодаря которому он впадал в помутнение рассудка, где и совершил убийства. Здесь уже Норман уже не просто маньяк, как в оригинальной истории, а маньяк-шизофреник, что позволяет открыть для себя персонажа с новой стороны.

Фредди Хаймор в образе Нормана Бейтса в сериале "Мотель Бейтсов"

Фредди Хаймор в образе Нормана Бейтса в сериале «Мотель Бейтсов»

Теперь хочется сказать пару слов об исполнителей ролей. Главным из них, несомненно, является Энтони Перкинс, для которого роль стала своеобразной визитной карточкой и утвердила его, как актёра для фильмов ужасов, несмотря на то, что Энтони первоначально был драматическим актёром. Его игра позволила несколько с интересностью наблюдать за персонажем, но и понять его поступки и проанализовать его характеристику. Собственно говоря, именно Энтони стал «заложником» своей роли и он же постарался раскрыть своего персонажа, что ему и удалось. Генри Томасу, который играл молодого Нормана, в какой то степени удалось показать, через что прошёл его персонаж перед тем, как убить свою мать. Однако, как ни странно, именно на этой роли карьера Томаса как таковая прекратилась (многоплановые роли не в счёт). О Курте Поле, сыгравшего Нормана в сериале 87 года, к сожалению мало что можно сказать, но из тех нарезков, что я видел, Курт воплотил роль на должном уровне. Винс Вон воплотил на экране персонажа, ближе похожего на книжный образ, но его игре нет того самого безумия, что был у маньяка, да и выглядело так, как будто Винс просто читал и делал то, что было написано в сценарии. Зато молодому Хаймору из сериала удаётся по новому раскрыть знаменитого персонажа, и пока сериал не закончился, могу сказать лишь, что его игра более, чем хороша.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Норман Бейтс (Norman Bates)

  • Интересная статья. Причем пока читал ее, поймал себя на мысли, что отчетливо и ярко помню именно события оригинального фильма (также благодаря прочтенной в своей время книги Блоха), а последующие события в сиквелах, хотя смотрел их все, уже стерлись из памяти. Поэтому тем более было интересно проследить в процессе чтения всю хронологию киножизни Бейтса.

  • MidnightMan

    Подробная и очень интересная статья! А ещё приятно, что на сайте стали появляться очередные хоррор-персонажи со своим кино-досье 🙂

  • Norman94 Norman94

    Спасибо Вам)

  • Отличная статья! «Психо» — один из любимых фильмов, а вот продолжения не смотрел, хотя «Психо 2» долго стоит на DVD полочке. Зато прочел все книги Блоха из трилогии «Психоз» — там действие развивается совершенно в другом направлении.

    Судьба Энтони Перкинса (кстати, номинированного на ОСкар в 1956 году за фильм «Дружеское убеждение») сложилась трагично — примерно во время съемок «Психо 3» он заразился СПИДом, что привело к его смерти 12 сентября 1992 года. Спустя 9 лет, 11 сентября 2001 года, его вдова и мать его двоих детей Берри Беренсон погибла во время атаки террористов — она была на борту рейса из Бостона, который врезался в одну из башен Всемирного Торгового Центра.

    Сам Перкинс тоже «попал» в кино — в байопике «Хичкок», где Хичкока великолепно сыграл Энтони Хопкинс, Перкинса сыграл Джеймс Д’Арси («Облачный атлас», «Философы»)

Добавить комментарий

  

  

21 − 20 =