Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Прикосновение» продолжает пугать. Интервью, часть 2

 

КЛУБ-КРИК продолжает публикацию эксклюзивного интервью (первая часть — тут) с командой кинокомпании Cinefog о работе над ремейком знаменитого российского фильма ужасов «Прикосновение» (1992). Публикация посвящается памяти актера Андрея Дударенко, исполнившего роль антагониста в оригинальном фильме – актера не стало 28 декабря 2022 года.

Прикосновение - кадр 3

Кадр из фильма «Прикосновение»

Участники интервью

ДВ – Дмитрий Витер (КЛУБ-КРИК)

ИК – Иван Качалин

МК – Маргарита Куклина

ДГ – Дмитрий Глазовский

ДК – Денис Коллонтай

 

«Такое ощущение, что ее вообще не существовало»

ДВ: Нет сомнений, что вас всех фильм «Прикосновение» как-то зацепил или прикоснулся к вам. Естественный вопрос, который возникает у тех, кто хочет сделать что-то на основе этого материала: делать ремейк, сиквел или приквел? Как вы выбирали путь, по которому вы пошли?

ИК: Изначально идея с «Прикосновением» у нас возникла в октябре 2021 года. Просто появилась идея, мы начали работать в этом направлении. Я уже упоминал группу ВКонтакте From Outer Space. Там два админа, они занимаются уникальными вещами, они разыскивают старые пленки, старые фильмы и выкладывают то, что считалось ранее потерянным или было в ужасном качестве. С «Прикосновением» получилась такая же история, потому что в нулевых годах, когда торренты в России начали набирать популярность, появилась в сети VHS-копия фильма в ужасном качестве. И вот ребята из From Outer Space обнаружили кинопленку. Да, там видны потертости и царапины, зерно, но тем не менее это стало в разы лучше. И этот момент повлиял на то, что мы эту историю начали развивать.

МК: А мне VHS-версию было страшнее смотреть – она такая вся в синих тонах!

ИК: Я полностью солидарен. Те, кто сравнивает две версии, говорят, что в старой версии казалось, что лицо на портрете двигается!

Прикосновение - кадр 2

Кадр из фильма «Прикосновение»

ДВ: Как на кассетах из фильма «Звонок»!

ИК: Да, соглашусь! Эта испорченность картинки добавляла шарма. Ребята, которые нашли пленку, оцифровали, сделали цветокоррекцию. А я, кстати, коллекционирую VHS-кассеты. Когда я нашел кассету с «Прикосновением», то увидел, что перед фильмом были трейлеры других фильмов этой кинокомпании. И там был трейлер фильма «Детонатор» — какой-то третьесортный боевик. И я подумал – если у «Прикосновения» идет рекламный ролик «Детонатора», значит где-то есть кассета «Детонатора» с рекламным роликом «Прикосновения»! Я эту кассету нашел. Я ее включаю, и там в начале трейлер самого «Детонатора», потом трейлер какого-то фантастического фильма, а потом трейлер «Прикосновения»!

ДВ: Так он существует – трейлер «Прикосновения»?

ИК: Да, он есть, мы его нашли! Мы обратились к Максиму Дурманову – он постоянно нам помогает. Мы оцифровали этот трейлер, и он появился в сети.

ДВ: А как вы на сценарий вышли?

Горюнов

Редкое фото Андрея Горюнова из публикации «Кафедра акустики сегодня» (2013)

ИК: Ребята из From Outer Space помогли. Они столько информации находят, и это информация всегда верная. Лет десять назад кто-то тоже искал авторов фильма. С режиссером Альбертом Мкртчяном все понятно – он снял «Землю Санникова», «Казенный дом» (с Галиной Волчек). А о сценаристе не было известно ничего. Мне прислали запись, что какой-то пользователь пишет «Я знал сценариста, но он умер». Через какой-то сайт генеалогии мы нашли имя предполагаемой дочери Андрея Горюнова, сценариста. Ребята из From Outer Space нашли диссертацию из МГУ, где на одной странице был маленький портрет и подпись «Андрей Горюнов» [ДВ – из публикации «Кафедра акустики сегодня» (2013): «[В середине 70-х] в группу пришел студент Андрей Алексеевич Горюнов, который впоследствии стал одним из ведущих сотрудников группы. При его активном участии был выполнен первый цикл теоретических работ по обратным задачам рассеяния»]. Мы зашли в тупик – это могли быть просто однофамильцы. Мы связались с тем, кто написал, что Горюнов умер. И он дал ссылку на дочь сценариста. И это оказалась та самая Наталья, которую мы нашли на сайте генеалогии. Она отличный человек, мы пообщались. Андрей Горюнов действительно умер в апреле 2005 года. Мы урегулировали с Натальей все юридические вопросы по правам на сценарий.

ДВ: А почему «Прикосновение» оказалось единственным сценарием Андрея Горюнова?

ИК: Пожалуй, это можно списать на то сложное время. Мы подтвердили, что фотография в заметке о диссертации в МГУ – это действительно его фотография. Я думаю, что он был ученым и писателем. У него три изданные художественные книги – «Варяжский десант», «Контакт третьей степени тяжести» и еще одна, не помню, как называется.

Прикосновение - кадр 1

Тот самый портрет из фильма «Прикосновение»

ДВ: Хочу заметить, что сценарий написан не как классический сценарий – это скорее новеллизация. Диалоги оформлены там прямой речью, там пишут вещи вроде «она поняла». Обычно в сценариях так не пишут. Это потому, что он был непрофессиональным сценаристом, или это был такой стиль тогда?

ИК: Он не был профессиональным сценаристом, в то время вообще все писали кто во что горазд.

ДВ: Тем удивительнее, что из этого сценария родился такой фильм!

ИК: На мой взгляд сценарий идеален.

ДВ: А известно ли как Горюнов принес сценарий, как познакомился с Мкртчяном?

ИК: Нам это неизвестно. Наталье тогда было 4–5 лет, она этого не помнит. Но она рассказала, что кастинг на «портрет Мальцева» был очень долгим [ДВ – его сыграл Андрей Дударенко], было трудно найти «то самое лицо», а роль дочери главной героини должна была исполнять она сама, но ей мама не разрешила!

ДВ: Я тут рылся на Кинопоиске и обнаружил интересный факт – мальчик Андрей Анненский, который играл «труп мальчика» в начале фильма – его следующим фильмов была «Полицейская академия 7: Миссия в Москве». Я видел, как снимали этот фильм в октябре 1993 года. А еще для многих, кто снимался в этом фильме, он стал последним. Наверно, исключения из этого – актеры Николай Аверюшкин и Александр Зуев, которые играли напарников-следователей. Объясни, пожалуйста, для тех, кто не в курсе, чем отличаются права на сценарий и права на фильм?

Один из монтажных листов фильма "Прикосновение" (1992) и первое упоминание «форзи» на экране

Один из монтажных листов фильма «Прикосновение» (1992) и первое упоминание «форзи» на экране

ИК: Мы изначально хотели права на фильм. Но когда мы начали заниматься сценарием, Наталья предоставила нам интересные договоры – от 1989 и 1990 года. Это были договоры киностудии со сценаристом. По итогу фильм делала киностудия «Транс-Ф», договор с которой обнаружить не удалось, как и следы самой киностудии. Такое ощущение, что ее вообще не существовало. Никаких других фильмов обнаружить не удалось. Есть в Москве Российский государственный Архив Литературы и Искусства (РГАЛИ). Мы нашли там прокатное удостоверение «Прикосновение». Там было прописано только право проката кинофильма.

ДВ: Я не помню этого фильма в прокате, хотя жил тогда в Москве. На экранах тогда был полный треш!

ИК: Но в кино он шел, есть подтверждения, что он был в прокате. Так вот, в договорах 1989 и 1990 года была фраза, из которой следует, что примерно в 1994 году права вернулись обратно к Горюнову. Юристы, которых мы нанимали, это подтвердили. Раньше на киностудиях было другое отношение к авторам. Раньше трех лет было достаточно, чтобы заработать, а потом права возвращались к автору.

«Холодная атмосфера с синими тонами»

ДВ: Неужели вы первые, кто за эти годы обратился за этим материалом?

ИК: Я точно знаю, что некоторые компании интересовались, кто какими правами обладает. Но дальше реестра Министерства культуры они продвинуться не смогли.

c2ejBWCkldQ

Российский Государственный Архив литературы и искусства (РГАЛИ)

ИК: Когда нам Государственный Архив литературы и искусства предоставил документы, там на профильном бланке компании было написано: «Советский фонд милосердия и здоровья». Мы его пробили, он существует, только сейчас он «российский». Я связался с его генеральным директором, Ольгой Викторовной Бондаревой. Она сказала, что ничего не знает про «Прикосновение» и про «Транс-Ф». Даже в Минюсте не знают, что это была за кинокомпания! Ее просто не существует!

ДК: А что если буква Ф в названии «Транс-Ф» означает «форзи»? ?

ДВ: Мне кажется, про эти поиски можно снять документалку! Вы же уже сняли документалку про актера, который снялся в роли «портрета»: «Андрей Дударенко: Лицо с портрета». Как это получилось?

АНДРЕЙ ДУДАРЕНКО. ЛИЦО С ПОРТРЕТА_002

Кадр из фильма «Андрей Дударенко. Лицо с портрета»

ИК: Мне очень хотелось перед показом «Прикосновения» в апреле 2022 года сделать оригинальное вступление. Я знал, что Андрей Степанович Дударенко жив – ему 92 года, он продолжает играть в театре в Минске [ДВ – к сожалению, Андрей Степанович Дударенко скончался в Минске 28 декабря 2022 года после продолжительной болезни]. Я написал администратору театра, и мне дали его контакт. Я ему позвонил, он мне ответил совершенно спокойно. Я спросил, можно ли отправить к нему интервьюера – у нас есть знакомая в Минске – Катя Мороз – она нам иногда пишет музыку. Он без проблем согласился. Катя записала интервью с ним, и мы показали это интервью на показе в апреле. Это всем понравилось, к нам тогда подходила дочь сценариста и в шутку сказала, что теперь она этого дядьку больше не боится ? А потом я подумал, что глупо быть знакомым с таким человеком только заочно – и мы решили к нему там поехать. Мы сначала хотели просто пообщаться, но решили поснимать. Мы созвонились в июне – он был после курса химиотерапии, у него онкология, но голос был бодрый. Мы согласовали встречу и приехали в Минск в июле. Он нас радушно принял, угощал медом, которому больше 40 лет! У меня редко такое бывает – я прямо почувствовал ту эпоху, его талант, и я горжусь, что это важное событие произошло. Дударенко сказал нам в интервью: я снимался у Германа, у Прошкина, играл главные роли, а знают меня только по «Прикосновению».

ДВ: Как случилось, что вы начали работать над приквелом, а потом переключились на ремейк «Прикосновения»?

ИК: Мы написали блестящий поэпизодник сценария приквела – писали его вместе с тобой. А потом мы подумали, что оригинальному фильму «Прикосновение» очень не повезло из-за этой ситуации с правами. В последний раз он переиздавался в 1997 году на видеокассетах. Его нет на онлайн-платформах. Мы нашли в сети файл с показом фильма белорусским телеканалом ТРО, сделали запрос – они ничего не знали о правах на фильм. Чтобы снимать приквел к фильму – может не хватить юридических оснований. А вот если мы сначала снимем ремейк, а потом приквел – это уже будет приквел нашего ремейка.

АНДРЕЙ ДУДАРЕНКО. ЛИЦО С ПОРТРЕТА_004

Кадр из фильма «Андрей Дударенко. Лицо с портрета»

МК: По поводу ремейка я сначала была в больших сомнениях, потому что оригинальный фильм – это некий символ, он настолько круто снят, что непонятно, как снять лучше? Мы даже оригинальный портрет с Дударенко не можем использовать – это часть оригинального фильма. Но потом я приняла эту идею. Ремейк можно снять по-разному, мы не будем повторять оригинал, мы будем снимать фильм о нашем времени. Главное – сохранить атмосферу «Прикосновения» — этот слоубернер, эту обыденность, чтобы у зрителя возникли мысли, что это может произойти и с ним.

ДВ: А мне «Прикосновение» напоминает не только снятый позже «Пункт назначения», но и J-хоррор – все эти японские фильмы о проклятиях, о проклятых местах. Если фильм будет про наше время, в какой стилистике вы планируете его снимать?

МК: Наш референс – оригинальное «Прикосновение».

ДГ: Точнее – то, как оно выглядело на видеокассетах – пугающая холодная атмосфера с синими тонами.

ДВ: Интересно, что в оригинальном фильме герой-следователь ни разу в фильме не показан в рабочем кабинете, в отличие от сценария. Кажется, что он вообще частный детектив. Он все время в штатском, ездит на гражданских жигулях, он неформально общается со всеми свидетелями, спит с главной подозреваемой. Кем будет ваш герой ремейка?

ИК: Я думаю, что он тоже будет следователем. Если делать его другой профессии, то концепция разваливается.

МК: Он циник, не верит в мистику.

ДГ: Я тоже циник, я когда смотрел фильм, думал, что это может быть просто детективной историей.

Кадр из фильма "Прикосновение" (1992)

Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Справа — Николай Аверюшкин

ДВ: Да, герой Аверюшкина в «Прикосновении» тоже считал, что это работает банда гипнотизёров.

ДГ: Поэтому главный герой и должен быть следователем и вести расследование.

«Этот фильм обречен с каждым днем обретать новых зрителей»

ДВ: Работая над приквелом, вы хорошо поработали с мифологией форзи. В оригинале про них мы кроме общих фраз ничего не сказано. Насколько вы хотите погрузить современного зрителя в ремейке в мифологию форзи?

МК: Я думаю, что мы не будем сильно в это углубляться, но мы «закинем пасхалочки» для приквела, чтобы раскрыть предысторию форзи там. А в ремейке – некие затравочки.

ДВ: Что вас мотивирует в этом проекте – это дань уважения оригиналу, или же вы хотите запустить новую современную франшизу, которую будут смотреть зрители, ничего не знающие об оригинальном фильме? Каковы ваши творческие и продюсерские амбиции по поводу этого проекта?

ИК: И то, и другое. Мне кажется, что очень многие современные российские хорроры так или иначе опираются на «Прикосновение». Это референс. И я недоумеваю, почему за все это время никто до сих пор ничего расширил эту вселенную фильма, не снял ремейк. Хочется создать что-то достойное, имея на руках такой материал, и, возможно, запустить франшизу.

ДВ: Тут я вижу такую сложность – если вы сделаете ремейк про современность, это значит, что приквел про молодость Мальцева — «человека с портрета» — будет происходить не про послевоенные годы – конец 40-х, начало 50-х, как вы изначально планировали – а про другую эпоху. Т.е. речь будет уже не про пленных немцев, а про 90-е. Это сильно мешает вашим планам?

ИК: Это важно, и мы что-нибудь придумаем. Можно, например, сделать Мальцева не отцом семейства, а дедушкой. Мы не хотим покадрово переснять «Прикосновение». У нас будут моменты, которые в корне будут отличаться от оригинального фильма – это и есть задача ремейка, главное это плохо не сделать.

ДК: Это будет адаптация – для современного зрителя, про современные технологии, современное повествование. Но центром истории останутся форзи, неизведанность, ужас внутри нас.

Кадр из фильма "Прикосновение"

Кадр из фильма «Прикосновение»

ДВ: У вас есть какой-то дримкаст, или слишком рано говорить об этом?

ИК: Пока нет, мы сейчас на этапе разработки.

ДВ: Каков отклик индустрии на вашу идею?

ИК: У нас были переговоры с замечательным продюсером киностудии 10/09 Владиславом Северцевым, мы отлично пообщались, он оставил приятые впечатления, хотя мы и не пришли к соглашению. Бывает так, что два талантливых человека в чем-то не сходятся.

ДВ: Есть ли риски, что другая студия параллельно начнет делать проекты по «Прикосновению»?

ДК: Это будет невозможно сделать, не упоминая форзи, но тогда это будет «Пункт назначения», а не «Прикосновение». Без сценария, права на который мы приобрели, это невозможно. Интерес к этой картине есть, мы двигаемся дальше, будем искать со-инвесторов, или будем реализовывать проект самостоятельно.

ДВ: У вас есть понимание о бюджете картины? Это будет малобюджетный фильм, снятый на чистом энтузиазме, или это проект за 50 миллионов рублей, который должен собрать 100 миллионов рублей, чтобы окупиться?

МК: Скорее второе.

ИК: Да, если говорить про цифры, мы ориентируемся примерно на 70 миллионов рублей. Если будут известные актеры, бюджет будет расширяться, но думаю в рамки 100 миллионов рублей можно уложиться.

ДВ: То есть это будет самый крупный проект Cinefog?

ИК: Да, если он будет снят силами Cinefog. Вселяет надежду то, что «Прикосновение» — это первый российский фильм ужасов, у которого есть фан-база, и о котором продолжают говорить. Это явление.

ДВ: А сколько лет зрителям в этой фан-базе?

ИК: На картину сделал обзор Баженов, аудитория расширяется, на Кинопоиске каждый день кто-то ставит оценки фильму. У других фильмов 90-х годов такого нет.

ДВ: Средний балл 6.9 – это немало для фильма того времени. Более 70% положительных отзывов.

ИК: И это только часть зрителей «Прикосновения», которым не лень зайти на Кинопоиск и поставить оценку. Этот фильм обречен с каждым днем обретать новых зрителей. Думаю, оценка на Кинопоиске будет расти. Для индустрии сейчас важно такое кино – даже с чисто коммерческой точки зрения. «Прикосновение» смотрят, о нем говорят, оно продолжает пугать.

ДГ: Многие задумывались о ремейке, но у них просто не доходили руки, проводить расследование, искать правообладателей. У нас получается такая миссия – снять проклятие с жанра хоррора в российском кино.

ИК: «Прикосновение» может быть отправной точкой для российского хоррора в светлое будущее!

Аннотация к фильму с автографом режиссёра (из РГАЛИ)

Аннотация к фильму с автографом режиссёра (из РГАЛИ)

ДВ: Завершая наш разговор – как вы думаете, может ли ваш ремейк оказаться в кинотеатрах, скажем, в 2024 году.

ИК: Теоретически мы можем снять его за 2023 год. Но заинтересоваться проектом могут не только продюсеры полнометражного кино, но и онлайн-платформы. А если сериал? Все может быть. Сейчас массово закрываются кинотеатры. Если фильм дойдет до больших экранов – будет хорошо. Я верю в лучшее. Чем раньше мы выпустим фильм – тем лучше будет кинотеатрам. То, что фильм окупится или выйдет в ноль – я в это верю.

ДВ: Что бы вы посоветовали зрителям, которые не видели «Прикосновения» — смотреть оригинальный фильм или ждать ваш?

МК: Я бы посоветовала посмотреть старый фильм обязательно. Он настолько проникнут теми потаенными установками – люди забывают в нашем повседневном мире, что есть силы, которых мы не видим, но они есть и с ними надо считаться. Ознакомившись с этим, вы, возможно, узнаете что-то про себя.

ИК: Я рекомендую посмотреть старые фильм, пожелать приятного просмотра, и чтобы зрители и киноделы друг друга поддерживали. Каждая из сторон нуждается в поддержке. Смотрите и поддерживайте российское кино.

ДК: Пускай зритель не боится фильмов ужасов, попытайтесь найти в нем что-то важное и полезное. Страшнее – жизнь без кино.

ДГ: Жизнь прекрасна и удивительна!

ДВ: Спасибо за разговор про важную для вас историю! По вашему настрою видно, что вы упорные. Не боитесь трудностей, ставите амбициозные цели – это то, чего очень не хватает современному кино любого жанра. Я желаю вам удачи! Буду первым, кто купит билет на ваш фильм!

КЛУБ-КРИК благодарит Ивана Качалина за организацию интервью и предоставленные материалы.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к «Прикосновение» продолжает пугать. Интервью, часть 2

  • Реально очень интересно, что получится с современным «Прикосновением», и очень хочется верить, что получится отлично!

Добавить комментарий

  

  

+ 55 = 56