Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Рецензия на сборник рассказов «Ужастики для взрослых» (2022 г.)

 

Ужастики для взрослых - обложкаКнига, а точнее – выпуск литературного журнала, приобретенная абсолютно случайно. Были праздничные посиделки в честь дня рождения писателя Вадима Громова, на которых присутствовал, помимо других хоррор-литераторов, и Александр Сордо. Именно он в процессе застолья представил «Ужастики для взрослых», дал буквально пощупать и полистать, после чего у вашего покорного слуги возникло непреодолимое желание приобрести книгу. С одной стороны, я покупал «кота в мешке», толком не представляя – о чем вообще рассказы в сборнике, руководствуясь притягательной обложкой и сидящими рядом вышеупомянутым Сордо, и Иваном Русских, который также приложил руки к «Ужастикам…». В итоге знакомство с альманахом обернулось занятным личным опытом. Я читал рассказы, внезапно оказавшись на больничном, находясь далеко не в лучшем расположении духа, и писал отзывы, пребывая в том же состоянии. Возможно, будь я полностью здоров, и впечатления, и мини-рецензии были бы другими. Но тем не менее, мне не хочется специально перечитывать сборник после выздоровления, чтобы написать о нем как-то лучше, или хуже, когда, типа, на мозг не воздействуют болезненные ощущения, а значит восприятие, типа, более объективное и ничем не замутненное. На самом деле, по моему мнению, у читателя никогда не бывает идеальных условий для «абсолютно правильного» погружения в литературные произведения. Всегда есть какой-либо «контекст» окружающей действительности, через призму которого мы и оцениваем прочитанное, буквально здесь и сейчас. Таким образом, уважаемые авторы и их поклонники, не судите меня строго за возможно «неправильное» или «недостаточное» осмысление конкретных рассказов. Я написал всё именно так, как видел и чувствовал, в эти не лучшие для себя дни. И мои мысли лишний раз подчеркивают, что любая критика субъективна, и любой рецензент пишет текст под властью собственных внутренних демонов или ангелов, смотря кто с ним рядом в этот момент.

Катя Веселая «Псы Броуни»

Натуралистично-мелодраматичный оммаж легендарному фильму «Уродцы» Тода Браунинга. И если в упомянутом шедевре буквальное насилие происходило лишь в финале, то рассказ Веселой наполнен им с первой до последней страницы. Можно сказать, что это по-настоящему хоррорная интерпретация знаменитой цирковой драмы, с сюжетообразующим фантастическим элементом и отвратительными зверствами. Если в картине Браунинга «удивительные» герои были таковыми от рождения, то в рассматриваемом произведении артисты изощренно изуродованы принудительно, благодаря злому гению одного врача. И теперь искусственные мутанты не знают другой жизни, нежели в бродячем цирке, где они нужны только друг другу и своему хозяину. Но может быть у кого-то из них есть шанс на иную судьбу?

При всём визуальном и психологическом кошмаре, насквозь пронизывающем действие, «Псы Броуни» — трогательная история о первой любви, когда ведомый сильным чувством способен на отчаянные поступки, при любых обстоятельствах. На самом деле важно уловить в «Псах…» эту чистую суть, залитую грязью черной несправедливости и оголтелой жестокости. Автор говорит о том, что настоящий человек всегда остается Человеком, по крайней мере по отношению к тому, кого по-настоящему любит. А значит зло не всесильно, даже если оно стало практически сущностью конкретной личности.

Николай Романов «Божьи гонцы»

Классический параноидальный триллер, когда герой получает некую душевную травму, вследствие чего возникает мозговой кавардак. Сон и явь, реальность и галлюцинации, истинные и мнимые причины путаются между собой, а бедняга на грани безумия пытается докопаться до правды. В данном случае у обычного мужика убили жену и дочь, в память о них остались два попугая, по которым у каждого члена семьи были свои обязанности. Теперь герой «один за всех» в домашних хлопотах, на автопилоте ходит на работу и безутешно горюет. А однажды к депрессивному мраку добавляется странное поведение птиц.

«Божьи гонцы» занятно в большей степени формой, нежели содержанием. Всех этих «игр разума» было уже очень много в литературе и кино, а вот «приходы» у героя «Божьих гонцов» поистине эксклюзивные. Более того, «ирреальность» принимает интерактивную форму, и бедняге приходится ой как несладко. Визуализировать авторскую фантазию в процессе чтения было поистине в кайф, а вот финал, увы, не удивил, возможно только меня, в силу субъективных ожиданий чего-то другого.

Александр Сордо «Обречены возвращаться»

Трагически-мистический хоррор, в котором герой возвращается в заброшенный детский приют, где прошли самые страшные годы его жизни. По мере блуждания по опустевшему выгоревшему зданию, бывший детдомовец погружается в кошмарные воспоминания…

Тягуче-мрачный рассказ, с ярким описанием душевного состояния центрального персонажа, бесконечно пребывающего в персональном аду. Тот случай, когда кажется, что буквально больно читать, в силу лаконичной, но ядреной детализации психологических и физических мучений героя. В целом повествование кажется излишне сумбурным, что, впрочем, оправдано нездоровой психикой страдальца, от имени которого оно и ведется. Но в развязке дополнительно прольется луч света, объясняющий происходящее, и хаос обретет форму. Впрочем, позитивнее «обреченность» от этого не станет, а скорее наоборот — ещё ужаснее.

Иван Русских «Лозыль-то»

Непростой для среднестатистического читателя этнический хоррор – зарисовка из аскетичной жизни одного северного народа и его взаимодействия с цивилизованной Россией. Как и в открывавшем сборник «Псах Броуни», здесь затронута цирковая тема, но в другом контексте. Главный мужской персонаж – известный дрессировщик, а главный женский – его случайная (?) любовница. Их жизни переплетутся печальным образом и с жесткой развязкой, хотя начнется всё с не предвещавшего беды взаимного удовольствия.

Формально этот рассказ о проклятие и мести, но поданный на тонком художественном уровне, где суть раскрывается через бытописание героя второго плана – старика-шамана, совершающего причудливый ритуал. Действие скачет между очевидным и невероятным, когда привычная нам повседневная реальность соседствует с древними обрядами, производимыми где-то на краю земли. Местами читать сложно, с позиции условно стандартного восприятия, но необычно, особенно если изначально ожидать от произведения сугубо «ужастик для взрослых».

Александр Сордо «Поводок для демона»

Захватывающая брутальная жуть с крутым финалом, практически образец психологического триллера, в определенный момент обращающегося в хоррор и достигающий эмоционального пика в последних строчках. Конечно, не стоит взахлеб перехваливать «Поводок…», ибо это просто отличный шокер без философских глубин, но ужас выстроен именно на смысловой, а не «визуальной» составляющей. Буквальное насилие в рассказе остается «за кадром», герои о нем лишь говорят, но их «интеллигентные» беседы производят ужасающее впечатление. Фактически это история о формально обычном человеке, за которым водятся, скажем так, не самые кошмарные грехи, типа отдыхать от работы и семьи в борделе. Но наступает момент, когда герой решает получить большее удовольствие, что внезапно меняет всю его жизнь.

Рассказ хорош как своей изощренной задумкой, так и достойным ее воплощением. У «Поводка…» четкий ритм, увлекательное повествование и работающие «сюрпризы». Пусть всем известно, что самое опасное существо на свете – это человек, но никто не знает пределов его возможных ужасных деяний.

Артем Гаямов «Атавизм»

Побратим «Божьих гонцов» из этого же сборника, как по главной идее, так и по сюрреалистичному наполнению. Но если в упомянутом рассказе Романова линейная структура, то «Атавизм» буквально пазл, собираемый в условно произвольном порядке. Здесь долгое время «ничего не понятно», потом по намекам начинает складываться картина, которую в итоге открытым текстом констатирует «глючный» телевизор.

Честно говоря, сложно признать произведение однозначно удачным. С одной стороны есть злободневная остросоциальная направленность и жуть, стирающая границы реальности. Но, с другой стороны, читателю приходится буквально продираться сквозь дебри сумбура, благо текст небольшой, и развязка наступает быстрее, чем это успевает в конец утомить. «Атавизм» именно для любителей художественного хаоса, которым интересно представлять причудливые картинки, в финале проецируемые на буквально словесное разъяснение – что всё это значит.

Дарья Сницарь «Куриный бог»

А вот эта «байка из склепа» созвучна с «Поводком для демона», но только по некой фабульной тональности, так как стилистика изложения и идея совсем другие. Если вышеуказанный рассказ Сордо был, по сути, аморален, то здесь условно гуманистический посыл, пусть и не для главного героя, ботаника-айтишника, решившего по совету коллеги съездить на лечение в Крым, в особый гостевой дом. Там его встречает радушный престарелый хозяин, любящий нравоучительные беседы и явно проникшейся симпатией к новоиспеченному постояльцу-пациенту. Вот только за красивой ширмой скрывается нечто ужасное, что и предстоит испытать незадачливому юноше.

Рассказ написан от первого лица, в ироничном ключе, когда простоватый герой прямо рассказывает с весомой долей черного юмора о своей скучноватой жизни. Автор буквально расслабляет читателей описанием умиротворённого отдыха, когда о чем-то жутковатым напоминают лишь странные талисманы в гостевом доме. Но развязка как следует встряхнёт публику и жестко выведет ее из равновесия. Ну а прикольный главный герой так и останется милым безобидным циником, способным шутить даже на пороге критических перемен.

Страница книги «Ужастики для взрослых» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

79 − = 74