Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Рецензия на якутский триллер о выживании «Хара Хаар / Черный снег» (2020 г.)

 

Суд ледяной пустыни.

Черный снег - кадр 1Якутское кино определенно переживает небывалый подъём. От него за прошедшие два года, даже учитывая пандемию, появилось несколько отличных жанровых фильмов, в жанре триллера и хоррора.  Вот и рассматриваемый «Черный снег» или «Хара Хаар» — лютый беспощадный жесткач. В нем нет монстров или вампиров, это полностью реальное кино с погружением в социум, где героя настигает беспощадная судьба.

Черный снег - кадр 2Самый ближайший аналог в американском кино — это «127 часов». Ситуационно картины похожи, возможно даже якутский фильм делался под впечатлением работы Дэнни Бойла. Впрочем это не особо важно, так как якутская лента получилась глубокой, самобытной и самодостаточной, и по нервам зрителя она бьет гораздо крепче.

Черный снег - кадр 3Как давно и всерьез занимающийся жанром хоррор, я должен сказать, что несколько пересмотрел свой взгляд на жанр. Сейчас мне гораздо ближе, в том числе и в собственном творчестве, более реальные выживальческие ситуации. И с позиции этого восприятия интересно разобраться — так чем же цепляет зрителя «Черный снег»? Ведь собственно большую половину фильма занимают бытовые сцены с погружением зрителя в провинциальный якутский социум, со всеми вытекающими, таким как мордобой и пьянство. Невольным же инициатором этого пьянства становиться наш герой — дальнобойщик, поставляющий в поселок паленую водку и не испытывающий при том никаких мук совести. Однако же фильм всё равно смотрится как единое целое, и момент перехода из бытовой части в охваченный ледяным саспенсом триллер почти незаметен, и вторая половина картины держит зрителя в нескончаемом напряжении вплоть до самого финала.

Аналоги.

Черный снег - кадр 4Интересно провести параллель; были ли у подобного фильма о возмездии судьбы предтечи или аналоги в кино советском? Да, определенно были, просто картины эти никак не снискали широкой популярности и большей частью были просто забыты. Итак, если вспоминать несправедливо канувшие в Лету в данной теме, то следует вспомнить один из крайне редких образцов триллера по-советски «Продается медвежья шкура» (1980 г.), причем скорее зоотриллера, продолжающего традицию, начатую «Злым духом Ямбуя»» (1977 г.). В этом фильме возмездие судьбы принимает облик обезумевшего медведя, преследующего человека день и ночь. Чуть позже был незамеченный совсем никем телефильм «Двое в песках» (1984 г.) где пара солдат становится жертвами возмездия судьбы в обжигающей Каракумской пустыне. И это, пожалуй, всё, что можно вспомнить на данную тему в советском кино. Впрочем в российском кинематографе поднимать подобную тему, как мне кажется, весьма нужно, обыгрывая ее в различных вариантах. Ведь сейчас визуальные возможности несоизмеримо шире, лишь бы они не затмевали драматические нюансы.

Механизм воздействия.

Черный снег - кадр 5Придавленный собственным грузовиком дальнобойщик посреди ледяной пустыни, где температура стремительно падает — по сути тот же переживательный элемент, что и в каком-нибудь хорроре, где зло (неважно в каком обличье — оборотня, маньяка, упыря) преследует героя. Причем в мифотворческом хорроре/триллере у героя как бы больше шансов спастись. Если же речь идет о социально-реалистичном, либо природном хорроре/триллере, то тут конечно всё в разы страшнее. Судьба или природа, как правило, метафорически безжалостны, потому что в отличии от мифосотворенных злодеев, и лица не имеют.

Черный снег - кадр 6В «Черном снеге» впервые, наверное, в истории нашего кино — социально-травматическая ситуация, сугубо реалистическая, поднимается благодаря таланту людей, делавших это кино, до эпического размаха обобщений. И фильм получается крайне многогранным. С одной стороны это шокер-аттракцион, снимавшийся, по словам режиссера, почти что в реальных условиях экстремальной температуры. С другой стороны, это фильм, способный через подобное воздействие на зрителя, заставить задуматься и понять что-то своё личное о механизмах судьбы. И нам сейчас крайне не хватает подобных картин, в которых ум и шок не отторгали бы друг друга, а органично дополняли.

Черный снег - кадр 7Немаловажным фактором является и то, что и в «Черном снеге» и в новейшей, на момент публикации статьи, «Одной», герои, пережив экстремальную ситуацию, меняются в лучшую сторону, а вместе с ними, соответственно, меняется и зритель. И это то, что так давно не доставало нашему кино, катарсиса, очищения духа через терзаемую плоть. В этих двух вышеназванных фильмах подобное есть, очищение через невыносимую боль, а это то, ради чего, в том числе, и существует кинематограф.

Страница фильма «Черный снег» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

× 9 = 81