Поддержите нас и получите книгу с автографом!

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal Twitter ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 
 

Ключевой поворот — рецензия на «Скелеты» (2017 г.), роман Максима Кабира

 

Скелеты - разворот

Ключевой поворот

Вот читаешь «Скелеты» и даже не задумываешься о том, что их написал украинский автор. Действие происходит в российском городке, с узнаваемыми реалиями, с общей историей СССР, и такое впечатление лишний раз подтверждает, что украинцы и россияне – братские народы. Это много кто говорил, включая руководителя известной большой страны, и если рассматривать данный роман с точки зрения пресловутого импортозамещения, то естественно с точки зрения единства двух государств. Сейчас эти слова могут быть восприняты как явная поддержка той стороны, которая хочет присоединить к себе часть земель другой стороны. Но на самом деле сейчас я искренне говорю об историческом культурном и душевном единстве, как бы отдельные «одержимые толкователи» не хотели бы интерпретировать подобные слова в «нужную» сторону. Да и как иначе можно рецензировать украинскую книгу о российском бытие, написанную задолго «до» и со всей любовью и уважением к общим этническим чертам и мировосприятию? Поэтому сегодняшняя политическая окраска данного текста может быть только в отрицании потаканию какой-либо злободневной повестке. Есть просто современный русскоязычный роман ужасов, про который действительно хочется говорить «можем же, когда захотим!». А на вопрос — «кто эти МЫ?», лично мой ответ прозвучал выше.

На самом деле описать отечественную провинцию в хоррор-произведении так, чтобы перед глазами тут же не всплывал «штат Мэн», достаточно сложно. Так уж сложилось, что «профессиональные ужасы» в кино и литературе – глобально не наша тема, и когда Подгаевский снимает жутик на основе русского фольклора «Яга. Кошмар темного леса», то на выходе всё равно получается кривой псевдоамериканский симбиоз «Останься со мной» и «Оно». Вот тут понимаешь, что нужно либо отечественные легенды вообще не подстраивать под заморские примочки, либо старательно и целенаправленно пересобирать «западные и восточные фишки» в сугубо «рашенской» действительности. Как раз последнее и делает автор «Скелетов» Максим Кабир, заселяя российскую почву иностранными семенами так, что в итоге вырастает эффектная и достаточно оригинальная художественная конструкция, где штампы «оттуда» — лишь приправа, а не основное блюдо.

Удачность творческого подхода здесь в том, что в качестве персонажей берутся этакие русские до мозга костей, как поведенчески-приличные, так и бухающие/потребляющие запрещенные вещества, рефлексирующие и депрессующие, и бросаются в адский омут, медленно засасывающий маленький шахтерский город. Причем чувствуется, что Кабир в первую очередь – мастер малой прозы. В «Скелетах» хватает персонажей, которые задействованы буквально в одной главе, но при этом имеют свою полноценную историю, с завязкой, кульминацией и развязкой. То есть скорее всего у писателя было много отдельных идей для рассказов, которые удалось объединить в одном романе, при этом не растеряв их самобытность. Ведь на самом деле одна из условных сложностей хоррор-авторов – объяснить необъяснимое, пришедшее в голову на уровне яркого ужасающего образа. И здесь на помощь приходит сюжетообразующее нашествие чертовщины в большой истории, где на демонические происки можно, в хорошем смысле, списать любую крышесносящую жуть. Но не надо думать, что «Скелеты» — мешанина из страшных необъяснимых сцен, спасающих автора от создания крепкой фабулы. Дочитав до финала, вы оцените изящность задумки, при условии, что относитесь к поклонникам брутального чтива и не чураетесь всякой непотребщины, от которой падают в обморок нежные натуры. Кабир привычно суров и бескомпромиссен по части надругательств над телами и душами человеческими, как и бесстыден в пикантных сценах, когда не может и не хочет препятствовать своей буйной фантазии. Приятно, когда многим придумкам искренне удивляешься, обладая большим опытом чтения живых и мертвых «королей ужасов» разных периодов мировой литературы. И без чрезмерного восхищения, не раз искренне себе говоришь, перелистывая страницы; «Круто!», «Неожиданно!», «Смачно!», «Возбуждающе!», впрочем, как и «блин, после такого секса сегодня точно не захочется!».

По совокупности «Скелеты», с одной стороны, книга для почитателей «того самого, ушедшего с российского рынка, и, боже, кто же его заменит?», а с другой стороны – роман, предлагающий абстрагироваться от дотошных сравнений и просто насладиться «ужасами в нашем селении». Возможно сейчас лучшее время, чтобы понять и принять безграничность искусства, существующего вне государственных границ, а не замыкаться на некой исключительности (с точки зрения вселенской важности) литературы, кино и музыки конкретной страны. Само по себе импортозамещение, говоря о чем угодно, не имеет ни смысла, ни перспектив, как и запрещение чьих-то художественных произведений по политическим мотивам. Люди все равно будут находить способ смотреть, читать и слушать то, что им хочется. А те, кто думает иначе, как раз и живут в собственном маленьком мирке, с саморучно возведенными ограничениями. Мы любим талантливое искусство (элитарное или массовое) именно потому, что оно талантливое, а не потому, что оно «чье-то национальное». И когда именитый автор говорит, что «уходит с какого-то рынка»… ну, это уже не ему решать в век глобализации. Здесь вопрос лишь в удобстве доступа к его новым и старым книгам. И Кабира читают и будут читать не потому, что он «заменитель кого-то», а потому, что он просто хороший писатель в своей жанре. И как было сказано в начале рецензии, его национальность при чтении «Скелетов» неопределяема, да и не имеет значения.

Кабир

Страница книги «Скелеты» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Ключевой поворот — рецензия на «Скелеты» (2017 г.), роман Максима Кабира

Добавить комментарий

  

  

1 × 6 =