Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Победителей нет — рецензия на кинодилогию «Королевская битва» (Batoru rowaiaru, Batoru rowaiaru II: Chinkonka)

 

Королевская битва - кадр 1

«В стране стало хуже некуда! Хотите знать – почему?»

Королевская битва - кадр 2Если люди убивают друг друга, значит это кому-нибудь нужно. Например, в силу захватнической войны. Одни пытаются завладеть новой территорией, а другие обороняют ее изо всех сил. При этом первые, как правило, оправдывают агрессию какой-то великой целью, никак не связанной с оккупацией, а вторые просто бьются за свою родную землю. Формально причины происходящего ясны, а отношение к ним – уже личное дело каждого. Но что, если кровавая бойня происходит без какого-либо хоть немного адекватного объяснения? Когда «несущие смерть» делают это просто потому, что могут? Вот как в культовом экшен-триллере «Королевская битва». В своё время выхода картина обрела большое национальное признание, номинировалась Японской Киноакадемией в шести категориях, включая «лучший фильм», «лучший режиссер» и «лучший сценарий» и получила высокие оценки на знаковом киносайте- агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. По совокупности мировой публике понравилось кино о массовом истреблении детей, санкционированном государством. Ужасно, не правда ли? Это говорит о катастрофическом и необратимом падении нравственности? Ну, не всё так однозначно. Ведь всегда важен подтекст происходящего, а не «слова, вырванные из контекста». И как-то не вяжется в голове, что дикое насилие с десятками мертвых подростков, которое настолько «зашло» аудитории, может твориться лишь ради развлечения толпы. Как раз в том и суть культурного феномена, что он рождает множество интерпретаций увиденного, аккумулирует дискуссии и так или иначе заставляет верить, что подобная картина привносит в мир что-то хорошее, важное и нужное. Хотя, конечно, далеко не всем понятное, ибо смерть человека может быть не только трагедией, но и важнейшей целью, согласно тому же самурайскому кодексу в японском мировоззрении. И пусть бусидо – архаичный пережиток, прошлое всегда влияет на настоящее и может служить удобным подспорьем для кошмарных идей и вещей, творящихся прямо сейчас.

Королевская битва - кадр 3Итак, в недалеком будущем Японию накрыл экономический кризис, спровоцировавший рост безработицы и деструктивное поведение граждан. В частности, большое количество школьников начало бойкотировать учебу. Чтобы взять под контроль ситуацию, правительство провело реформу образования, в результате чего возник Закон о Королевской Битве. Согласно ему раз в год в стране рандомно выбирается 9-й класс одной из школ, чьи ученики отправляются на необитаемый остров, где под присмотром вооруженных сил должны охотиться друг на друга в течении трех дней. В результате должен остаться лишь один выживший, который и отправится домой.

Королевская битва - кадр 4Собственно, как подобная мера должна способствовать выходу страны из кризиса, не объясняется ни добропорядочным гражданам, ни невольному «пушечному мясу», по крайней мере в фильме. Детей просто обманным путем вывозят на поле бойни и ставят перед фактом, подчеркивая, что их родители в курсе и на всё согласны. На каждой из жертв – ошейник, который, во-первых, определяет местонахождение, а во-вторы — взрывается, если подросток откажется участвовать или попытается напасть на контролеров. Стоит отметить, что сие действие не является реалити-шоу и не транслируется по телевидению, а является закрытым мероприятием. Народ просто знает, что такое происходит в стране и вынужден жертвовать отпрысками во имя величия империи. Нет цели и нет смысла в смертях молодых людей. Есть только безумная варварская лотерея, в которой ты вынужден участвовать, когда достиг «призывного» возраста.

Королевская битва - кадр 5Дичайшая абсурдность происходящего и становится основной идеей «Королевской битвы». Гражданские жители страны не понимают – зачем всё это, военнослужащие просто исполняют свой долг, смотря на детей, как на врагов, могущих обратить оружие против них. А высшее руководство страны просто говорит, что «так надо», кичась собственным могуществом и безнаказанностью. Это даже не война с оппозицией, не отлов и ликвидация инакомыслящих, а просто узаконенный террор, судный день для некой группы школьников, обреченных на гибель просто так. В этом фильм и роман-первоисточник Коушун Таками созвучен с куда более ранней знаменитой «Долгой прогулкой» Стивена Кинга, где в условно схожем состязании во главе стояла новоявленная скрепа, прославляющая тиранию и доводящее общество до панического ужаса перед действующей властью, маскируясь под маниакальное ее восхваление.

Королевская битва - кадр 6Фактически всё вышесказанное – лишь первые 10 минут картины, пролог к основному действию, представляющему собой безостановочную цепь насилия или прелюдию к нему. В фильме больше нет социального осмысления происходящего, более глубокого исследования причин и реакции общества, а есть только следствие «допущенной нормальности». Весь основной хронометраж «Королевская битва» — зверский боевик, где дети расстреливают и режут друг друга, а скрупулезный организатор – бывший школьный учитель Китано, подсчитывает трупы и по громкой связи информирует об этом участников. Кстати, кооперации бессмысленны, так как если по истечении трех дней в живых останется больше одного – ошейники взорвутся. Поэтому даже если у тебя появились союзники, их все равно нужно в итоге убить, и сделать это до того, как они убьют тебя.

Королевская битва - кадр 7«Королевская битва» по визуалу далеко не «детские» по рейтингу «Голодные игры», которые, как литературное произведение и последующая кинофраншиза, конечно же вышли из японского шокера. В обозреваемом фильме Киндзи Фукасаку кровища хлещет из всех наносимых ран, пусть убийства зачастую и выглядят гротескно. Резня время от времени разбавляется короткими флэшбеками из жизни отдельных героев, где Япония намеренно кажется спокойной мирной страной, в которой где-то далеко происходит какая-то «спецпроцедура», ради благополучия общества. Пусть отдельными штрихами и подчеркиваются такие проблемы, как безработица и школьная жестокость, но это лишь негативные фрагменты социума, никак не оправдывающие необходимость проведения «Королевской битвы» с массой безвозвратных потерь. И это безусловно сильный художественный элемент, кричащий о том, что страна могла обойтись без жуткого санкционированного умерщвления собственного молодого поколения, в то время как катастрофически неверно обратное утверждение, а-ля «у нас мир на земле потому, что мы убиваем».

Королевская битва - кадр 8При широкой популярности фильма, конечно, не все увидели в нем гуманистический посыл, впрочем, как и режиссер не требовал какой-то однозначной трактовки произведения. Понятно мнение тех зрителей, кто воспринял «Королевскую битву» как сумасшедшее упоение насилием, тем более, когда жертвы – дети, и последующие их требования запретить такое кино. Безусловно лента Фукасаку – кошмарное и провокационное зрелище не для всех, демонстрация того, чего никогда не должно быть в реальности. Недопустимо, чтобы правительство некой условной страны не просто говорило «можем повторить», касаемо акта массовых убийств, а буквально утверждало в политической повестке тезис «будем повторять!» и устраивало ежегодные «голодные игры», где просто умирают «какие-то люди», которые — лишь сопутствующие издержки ради верности установленным властью традициям.

«Вы понимаете, что это безумие?! За каким хреном мы должны воевать?!»

Королевская битва 2 - кадр 1Громкий успех оригинала традиционно повлек создание сиквела, который обернулся фильмом упущенных возможностей. Его режиссером должен был стать создатель первой «Битвы», легендарный на родине Киндзи Фукасаку, но мэтр умер от рака, успев снять лишь одну сцену – флэшбек с Такеши Китано. Проект подхватил сын Кэнта Фукасаку, для которого он стал режиссёрским дебютом в большом кино. Вторая «Битва» — самостоятельная лента, у которой нет в основе литературного произведения, и начинающий постановщик видел стилистику продолжения совсем иначе, нежели его отец.

Королевская битва 2 - кадр 2Концептуально развитие темы вполне закономерно. Целый народ не может вечно страшиться нескончаемой тирании, и в стране появляется очаг сопротивления, лидер которого – один из выживших в «Королевской битве». Власть, естественно, объявляет бунтовщиков террористами, которые, впрочем, именно такими методами и действуют. Повстанцы взрывают дома, в результате чего гибнут мирные жители и радикально объявляют войну всем взрослым, заставляющим детей убивать друг друга на злополучном состязании. Фактически до зрителя здесь доносится важная мысль, что насилие порождает насилие, и у вчерашних жертв теперь у самих руки по локоть в крови, и с моральной точки зрения они теперь мало чем отличаются от угнетателей. Но тоталитарная власть всегда найдет способ превзойти любых преступников по изощренной жестокости, и в альтернативной Японии принимается новый закон о «Королевской битве». Теперь вновь рандомно выбранные девятиклассники должны сражаться с бунтовщиками. Последние укрылись на маленьком острове, и школьники брошены как морской десант на штурм их укреплений…

Королевская битва 2 - кадр 3Фукасаку-сын явно руководствовался голливудской формулой, что в сиквеле «всего должно быть в два раза больше», и действительно его фильм куда насыщенней персонажами, стрельбой и трупами. Фактически Кэнта отказывается от идеи «охоты всех на всех» и снимает военный супербоевик, вдохновляясь «Падением Черного ястреба» Ридли Скотта и «Скалой» Майкла Бэя. Из последней буквально скопирована целая сцена, а из первого взята бешеная динамика ураганной перестрелки с уклоном в суровый реализм боя. Впрочем всё это не делает вторую «Битву» серьезной (анти)милитаристской драмой, ибо правдоподобие всё равно хромает на обе ноги, как по детализации боевых действий, так и по общей сути происходящего на экране.

Королевская битва 2 - кадр 4Больше всего в сиквеле удалось вступление, которое хоть во многом и подражает оригиналу, но всё равно воспринимается, как мощное (пусть и во многом спорное) высказывание. Решив использовать детей как расходный материал в борьбе с вооруженными «несогласными», правительство решает заодно и устроить трансляцию кровавого шоу. В первой части журналисты лишь констатировали результат «Королевской битвы», не принимая участие в ее освещении, во второй же открытым текстом говорится, что это будет «зрелище на весь мир». Здесь невольно ожидаешь, что в картине наконец-то будет глубоко затронута общественная реакция, чего так не хватало в оригинале, но после презентации «телевещания», все благополучно об этом забывают, и эта обозначенная сюжетная линия вообще больше никак не фигурирует. Эмоционально и художественно сильна сцена, где новый учитель (легендарного Такеши Китано заменила другая звезда японского гангстерского кино Рики Такэути) вводит «смертников» в курс дела, объясняя, что на этот раз всего-то и нужно, что послужить собственной стране и по-быстрому перебить всех террористов. Патриотизм здесь подстегивается и привычным «пугалом», что на самом деле во всём виновата Америка, бомбящая другие страны, когда ей захочется. Впрочем, как связана внешняя политика США с кровавой диктатурой в Японии, учитель не объясняет, руководствуясь лишь громкими лозунгами, а-ля «враги повсюду и ради мира надо воевать, убивать и умирать!». А чтобы новоиспеченные «защитники родины» не разбежались, у каждого ошейник со взрывчаткой, всё согласно незыблемым традициям.

Королевская битва 2 - кадр 5Далее, большая часть хронометража – кровавая бойня, бессмысленная и беспощадная. Государство, которое так печется об уничтожении террористов, могло бы просто устроить массированную бомбардировку острова с бунтовщиками, не посылая туда никого для прямого боестолкновения. Но куда интереснее вновь обречь на верную смерть класс школьников, чтобы потом всё-таки бросить в атаку профессиональных военных, проводя настоящую «спецоперацию». Здесь можно не задумываться о бредовости происходящего (нет артподготовки, бессмысленная гибель детей в самоубийственном наступлении, последующая атака спецназа, такая же ненужная с точки зрения потерь, так как ничто не мешает дистанционно сравнять остров с землей). Подобное можно расценивать как целенаправленный авторский посыл, что тоталитарному государству в принципе плевать на застрачиваемые ресурсы и массовую гибель собственных граждан, ради победы в войне, которую государство само и спровоцировало. Другое дело, что за зверским экшеном, которым буквально перенасыщен фильм, теряются все обозначенные идеи. Да, временами сражение приостанавливается, герои на осажденном острове говорят о каких-то «правильных вещах», но де-факто всё это не работает на эмоциональную вовлеченность в происходящее и с какого-то момента картину просто досматриваешь на автопилоте, ожидая, когда же она наконец закончится. В финале Кэнта Фукасаку, увы, также отступил от авторского кинематографа, и закончил свою «Битву» по голливудским лекалам приторного блокбастера, когда все чрезмерно выжившие говорят пафосные фразы, восторгаются красивой природой и хорошей погодой и уходят в закат. Фанаты оригинального фильма, в своем большинстве, явно ждали не такого закрытия темы.

Королевская битва 2 - кадр 6Пусть дилогия «Королевская битва» — яркий пример сильного начала и неудачного продолжения, это всё равно знаковое произведение, не теряющее актуальности и порождающее множество мыслей об окружающей реальности. Это лишний повод порассуждать о человеческой природе, о странной любви номо sapiens к насилию, которое так круто смотрится на экране, и так ужасно в жизни. Режиссер первой части Киндзи Фукасаку говорил, что его фильм содержит «слова следующему поколению, поэтому публика сама должна решить, воспринимать ли эти слова как совет или как предупреждение». На мой взгляд, предупреждать уже поздно и остается лишь настоятельно советовать.

Страница фильма «Королевская битва» в КЛУБ-КРИКе

Страница фильма «Королевская битва 2» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

6 комментариев Победителей нет — рецензия на кинодилогию «Королевская битва» (Batoru rowaiaru, Batoru rowaiaru II: Chinkonka)

  • Первый фильм — кажущаяся бессмысленность. Достаточно наложить реальную Японию: «потерянное десятилетие» с начала девяностых (теперь уже тридцатилетие), увеличение возраста нации при параллельной дичайшей конкуренции за рабочее место у вчерашних школьников и студентов, уменьшение рождаемости и населения страны, заброшенность детей и молодёжи, многочисленные психо-социальные отклонения у японской безработной молодёжи и более чем взрослых вынужденных трудоголиков.

    Второй фильм уже пустышка: вторичный, зрелищный и полностью паразитарый.

  • Теперь у меня на очереди «Игра в кальмара». Я специально сначала пересмотрел первую «Королевскую битву» и впервые посмотрел вторую, чтобы отдельно осмыслить их с позиции сегодняшнего дня, а потом уже смотреть «культурно-массовый феномен» последних лет, который так или иначе тоже вышел из «Битв».

    • Помнится, ещё есть так называемая «Трилогия о мести» Пака Чхана Ука. Отнесли бы сюда же?

      • На мой взгляд, в «Трилогии о мести» речь всё же о другом, природа насилия рассматривается под другим углом.

        • Да, другая грань того же кристалла. Интересен «откат» сего культурного маятника: манга, анимэ и фильм «Брошенный кролик (Брошенная зайка)».

Добавить комментарий

  

  

9 + 1 =