Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Расчеловечивание — рецензия на фильм «Жажда золота» (Gold, 2022 г.)

 

Жажда золотоа - кадр 1Как объясняют создатели фильма в самом начале – это недалекое будущее. Что же, судя по этому прогнозу, миру настал полный каюк. Причем никаких объяснений случившегося апокалипсиса нет, но спроси сегодняшнего человека – что могло произойти, и многие ответят – «ну так понятно, ковид всех выкосил…». И действительно похоже, что о чем-то таком и думал режиссер Энтони Хэйес, ибо людей в его истории очень мало, а те «кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме», как пел выдающийся советский бард. Причем что-то от инфраструктуры конечно осталось; ездят поезда, мужик на железнодорожной станции смотрит телевизор, да и компании какие-то функционируют, привлекая цветастыми листовками дешевую рабочую силу. Один из таких «рабов» — герой Зака Эфрона, еще молодой, но побитый жизнью человек, стремящийся попасть на прииск, в погоне за мечтой, описываемой в той самой листовке. Его попутчиком к пункту назначения становится другой мужик постарше (его играет сам режиссер Энтони Хэйес), взявшийся за несколько сотен баксов отвезти паренька на пахоту. И случись же такому счастью, что по пути дядьки натыкаются посреди пустыни на здоровенный кусок золота, торчащий из земли. Вручную достать его не получается, и старший решает отправиться за экскаватором в ближайший населенный пункт, в паре дней езды. Ну а младший остается сторожить золото, превозмогая голод, жажду и отбиваясь от диких собак, снующих рядом.

Жажда золотоа - кадр 2«Жажда золота» — абстрактная притча, действие которой могло происходить и сто лет назад. Детали современности, типа спутникового телефона и обломков самолета, не играют особой роли, так как история легко могла быть рассказана и без них. Скорее условная демонстрация гаджетов призвана сказать о том, что научно-технический прогресс совсем не помог человечеству стать лучше и избежать конца цивилизации. Фактически бытие скатилось вновь в каменный век, а хомо сапиенс всецело вернулся к основным инстинктам. Разве что алчность стала привитой, а не природной необходимостью, неизбежно ведущей человека к смерти, и если не к физической, то к моральной. И ведь подумать страшно; мир рухнул, большинство населения скончалось, но среди оставшихся товарно-рыночные отношения сохранились, и золото, сука, золото – предел мечтаний! Куда ты его потащишь, как монетизируешь, и как убережёшь в процессе сбыта от таких же «жадных до наживы» — дело десятое! Главное, что вот оно, в твоих руках, приятно жжет пальцы, греет душу и обволакивает иллюзией счастья. Просто блестящий кусок металла, обладающий магической силой, заставляющей сходить с ума и убивать за него. Так всегда было и так будет, до самого конца времен, до последнего человека…

Жажда золота - кадр 3В фильме у героев нет имен, нет прошлого, да как, собственно, и настоящего с будущим. Люди живут лишь потому, что боятся смерти, и надеются на счастливый случай, который придаст пустому бытию хоть какой-то смысл. В начале повествования кажется, что мы что-то узнаем о героях, и их предыстории будут иметь значение. Так старший спрашивает у младшего про шрам на лице, но получает ответ – «да какая разница?». Мы получаем лишь крупицы информации, что герой Эфрона раньше был горожанином с другого конца страны, а теперь скиталец, перебивающийся случайными заработками.  Его невольный старший товарищ – такая же темная лошадка, разве что более ушлая и боевая. И найдя в пустыне золото, почти что незнакомые люди вынуждены стать партнерами, чтобы оприходовать драгоценную находку. Но и ежу понятно, что всё это внезапное сотрудничество вилами по воде писано, ведь кому когда хотелось по-братски делиться добычей?

Жажда золота - кадр 4По факту «Жажда золота» — почти театр одного актера, так как большую часть хронометража мы будем наблюдать, как герой Эфрона в одиночку охраняет заветный «кусок счастья», дожидаясь, пока новоиспеченный товарищ пригонит экскаватор. Проходит день за днем, напарника всё нет, ну а безжалостная пустыня убивает медленно, но верно. И у героя полный набор несчастий; обезвоживание, галлюцинации, змеи, скорпионы, дикие псы, песчаные бури и даже незваные гости, невесть откуда взявшиеся. Тем, кто не привык к минималистским триллерам-выживалкам, возможно будет скучно, а вот кто кайфовал от «127 часов» Дэнни Бойла и им подобным, «Жажда золота» почти наверняка придется по душе. Отдельно стоит похвалить оператора Росса Джардина за великолепные атмосферные съемки дневной и ночной пустыни, дополнительно передающие безнадегу героя, стремительно теряющего человеческий облик во всех смыслах. Не стоит раскрывать сюжетные ходы, важно разве что отметить, что «Жажда золота» — кино о падении, с которым человек может, но не хочет бороться. Ведь истинная сила духа не в том, чтобы выдержать любые физические и психические испытания, и выжить любой ценой, а в том, чтобы остаться этим самым ч-е-л-о-в-е-к-о-м, а не зверем, причем еще хуже одичавших собак-людоедов.

Жажда золота - кадр 5«Жажда золота» — грустное депрессивное кино, под стать сегодняшней жизни, в котором либо жалко всех, либо не жалко никого. Здесь даже сложно давать героям исчерпывающую моральную оценку, ведь может быть раньше, до апокалипсиса, они были хорошими, а лишь сейчас, под гнетом обстоятельств, стали кусками дерьма. Хотя, как был сказано ранее, золото всегда было золотом, и люди убивали за него и в куда более благоприятных жизненных обстоятельствах. Так что видимо случившийся армагеддон здесь не при чем, просто так сложилось, что именно сволочи преимущественно остались в живых.

Страница фильма «Жажда золота / Золото» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Расчеловечивание — рецензия на фильм «Жажда золота» (Gold, 2022 г.)

  • Похоже на рассказ «Особый старательский» Роберта Шекли.

    • Здесь по сути вообще сюжет простой, Энтони Хэйес вполне мог его придумать, никогда не читав Шекли. А с другой стороны, может и читал когда-то, и возможно вообще подсознательно выдал собственный сюжет.

      Самое главное, что кино действительно получилось, и Зак Эфрон красавчик здесь именно потому, что совсем не красавчик 🙂

Добавить комментарий для Popov Igor Отменить ответ

  

  

+ 49 = 51