КРИК-НОВОСТИ

 
 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Убойный балабол — рецензия на фильм «Определитель» (Long Distance, 2005 г.)

 

Определитель - кадр 1Чудна специфика заимствований в кино. Вот есть условно канонический фильм, с не просто шоковой развязкой, а когда всё действие выстроено так, чтобы подвести именно к такой концовке. Причем понимаешь и оцениваешь это только по окончании просмотра – насколько изящны сценарий и режиссура, с одной стороны мастерски скрывающие финальный твист, а с другой всецело работающие на него. Примером подобной картины служит легендарное «Шестое чувство», но сегодня речь не о нем. Ваш покорный слуга случайно нарвался на «Определитель», формально ничем не примечательный триллер, но о котором лестно отзывались многие из немногих посмотревших. Так что как минимум стало любопытно, и полтора часа хронометража действительно пролетели незаметно. Более того, и я готов был записать «Определитель» в реестр хороших жутиков,… если бы не этот самый «финал». Кстати именно он произвел сильное впечатление на хвалильщиков, в то время как для меня такой сценарный выверт угробил все положительные впечатления. Почему же возник подобный когнитивный диссонанс?

Определитель - кадр 2Всего за пару лет до «Определителя» на экраны вышел один европейский хоррор, заслуженно ставший культовым у многих фанатов страшного жанра. По традиции произошло это не сразу (как с тем же «Нечто» Карпентера, вообще провалившимся в мировом прокате), но даже учитывая отложенное признание, картина и в год выхода окупила себя. В целом можно предположить, что сценаристы «Определителя», как и его режиссер Маркус Штерн, упомянутую ленту совсем не видели, но верится в это с трудом. Скорее стоит предположить целенаправленное подражание, с расчетом на то, что европейское кино в США не особо смотрят, а вот родное – с куда большим рвением, даже если в нем нет громких имен. И в общем-то не самый стыдный плагиат мог бы выстрелить, если бы создатели позаботились о крепкой логике истории, о чем я говорил в начале обзора. Мало просто взять взрывную идею, надо ее четко связать с предшествующими событиями, дабы получилась железная фабула, которую хочется смаковать при повторном просмотре. Но режиссер «Определителя» в худших традициях художественных бракоделов как будто снимал два разных фильма; один – это тревожный триллер первые час двадцать минут, а второй – параноидальный бред последние десять минут. И чушь получилась именно потому, что первое вообще никак не вяжется со вторым.

Определитель - кадр 3Изначально кино если и не восхищает, то как минимум захватывает, причем без всякого феерического зрелища, экшена и спецэффектов. Студентка Николь недавно рассталась со своим бойфрендом и теперь живет в одиночестве, нервозно переживая разрыв. Девушка периодически созванивается с мамой, которая откровенно винит дочь в не сложившейся личной жизни. После одного из таких разговоров на повышенных тонах, Николь бросает трубку, и перезванивая – ошибается номером. На том конце провода оказывается неизвестный мужчина, сразу же проявляющий странный интерес к девушке. Поболтав пару минут ни о чем, Николь прощается и заканчивает разговор, но незнакомец тут же перезванивает вновь. Девушка, испытывая тревогу, просить больше ей не звонить. А на следующей день к Николь приходит полицейский и спрашивает – знала ли она некую женщину, жившую в другом штате. Вчера ее зверски убили, а Николь была последней, кто звонил жертве. Так главная героиня понимает, что невольно общалась с маньяком, записавшим ее номер телефона.

Определитель - кадр 4«Определитель» объективно хорош, как «телефонный» триллер, в котором нагоняется нешуточное напряжение просто за счет демонстрации дистанционных разговоров, когда в кадре только испуганная девушка, а у преступника мы слышим лишь голос. Страх неизвестности и приближающейся смерти художественно реализован на высоком уровне, и ты с удовольствием отмечаешь, что смотришь реально жутковатое кино практически без крови и насилия. Таинственный монстр просто рассказывает, как мучает и убивает, дает Николь послушать последние слова и вздохи жертв, а традиционно беспомощная полиция никак не может четко засечь и поймать мерзавца. Маньяк же спокойно перемещается по стране, оставляя за собой трупы, и оказывается все ближе к месту жительства Николь.

Определитель - кадр 5Вот пока смотришь, хочется петь дифирамбы Штерну, что он наследник Хичкока, что тонко чувствует саспенс, что приковывает внимание камерной постановкой и т.д. и т.п. Всё кажется настолько складным и захватывающим, что потенциально прощаешь любую банальность в финале, когда душегуб наконец доберется до Николь, и она его конечно победит в жестокой схватке. Но, говоря по-простому, фиг там был, и… если вы ничего подобного не видели, то поначалу скорее всего ошизеете. А когда вы задумаетесь над показанной развязкой, то ошизеете еще больше, ибо конец как бы берет и отменяет к чертям всё показанное ранее. Причем в целом во всех этих финалах, типа «привиделось» и «приснилось» (это условный пример, в «Определителе» не в этом суть), нет ничего плохого, когда они четко соотносятся с главной идеей произведения. Вот то же «Шестое чувство» — фильм о том, что герой Брюса Уиллиса…/не спойлерю/, и завершение истории заставляет посмотреть на все происходившее именно под таким углом. Абсолютно так же работают драматургия и ее экранное воплощение в европейском фильме, о котором я туманно говорил во втором абзаце. В «Определителе» же это просто финал, грубо привязанный к совсем другому сюжету. Пусть какая-то маломальская логика прослеживается, но она настолько шита белыми нитками, что ужас берет! В общем фейспалм, хотя и без тотального разочарования, так как первые два акта были сильными и практически образцовыми для малобюджетного триллера. Объективно у Маркуса Штерна прослеживались задатки хорошего жанрового постановщика, но неудачный сценарий и слепое ему следование положили конец режиссерской карьере.

Страница фильма «Определитель» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 1, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Убойный балабол — рецензия на фильм «Определитель» (Long Distance, 2005 г.)

  • vkontakte.ru Андрей Волков

    Финалы часто портят хорошие фильмы. Лучше всё-таки плохо начать, чем закончить

    • Да, финал — это лишь одна из составляющих фильма, в котором каждая сцена должна работать на рассказываемую историю. И в по-настоящему качественных фильмах практически любой эпизод — это неотъемлемая часть картины, а не некий элемент, существующий сам по себе.

Добавить комментарий

  

  

5 × 2 =