Многие поклонники фильмов ужасов если и не узнают навскидку имена Александр Бустильо и Жюльен Мори, то почти наверняка смотрели что-нибудь из их совестного творчества. Так в своё время французские постановщики прогремели на весь хоррор-мир своим сверхжестоким ужастиком «Внутри», выходившим в российский прокат под названием «Месть нерожденному». После общепризнанного жанрового успеха последовали куда менее заметные и холодно принятые публикой «Мертвенно-бледный» и «Среди живущих». Но тем не менее именно европейским режиссерам доверили создание «Кожаного лица» — приквела «Техасской резни бензопилой», где в плане визуальной жести Бустильо и Мори развернулись на всю катушку. Картина в общем и в целом зашла целевой аудитории, но не стала мегахитом, дабы обеспечить творцам дальнейшую американскую карьеру. Парни вернулись на родину, сняли скромный по части известности жутик «Кандиша», а к пандемийному 2021-му решили сделать абсолютно нетипичное для себя кино. Точнее по жанру это вновь были любимые ужасы, но стилистически Бустильо и Мори нырнули в экспериментальный омут.
«Подводный дом» практически стопроцентно снимался под влиянием «Синей бездны» Йоханнеса Робертса, а также в нем слышны отголоски легендарной «Ведьмы из Блэр». Те, кто видел первостепенно упомянутый акулий хоррор, конечно помнят, что подавляющая часть его хронометража происходит под водой. Главные героини, попавшие в западню, отчаянно пытаются выжить на глубине 47 метров, их лица закрыты водолазными масками, таким образом актерское исполнение строится на телодвижениях и голосах. У одних подобное зрелище вызовет неприятие и скуку, а у других, наоборот, пристальный интерес, как нечто необычное. Благо вторых было намного больше, картина выбилась в мировые хиты, и спустя пару лет вышел сиквел, сделанный в аналогичной стилистике. Бустильо и Мори решили сотворить нечто подобное, только без хищных рыбок, а с совсем иной смертельной угрозой. И тут-то им пришла на память «блэровская ведьма», где горе-документалисты оказались в сумрачном лесу и до последнего вздоха снимали свои злоключения.
«Подводный дом» — не мокьюментари в чистом виде, а только частичное ему подражание, так как главные герои – видеоблогеры, дополнительно использующие дрона для фиксации всего происходящего. Бен и Тина любят проникать во всякие злачные места с дурной славой, дабы записать «крутые видосы» и выложить на Ютуб. Очередной целью молодой парочки становится французское озеро, на дне которого по слухам располагается целый затопленный дом. Бен убежден, что подобный «репортаж» принесет ему миллион просмотров на канале и уговаривает не слишком-то расположенную к дайвингу подругу совершить погружение. Кислорода у ребят примерно на 60 минут, и именно столько длится фильм с момента заныривания. Излишне говорить, что экскурсия сложится крайне драматично, хотя казалось бы – ну какие кошмары могут вообще быть в заурядном водоеме?
Удовольствие от просмотра зависит от того – насколько вам интересен неторопливый подводный триллер, где большую часть времени лишь медленно нагнетается напряжение, а герои исследуют комнату за комнатой в утонувшем жилище, всё больше убеждаясь, что это место какого-то нераскрытого преступления. Откровенный ужас в полной мере проявит себя в последних пятнадцати минутах фильма, причем режиссеры покажут и то, чем всегда славились – настоящую «мясную жесть», интересно визуализированную в контексте глубоководной истории. Но сказать, что создатели придумали что-то действительно оригинальное, с точки зрения интриги, увы, нельзя. По сути «The Deep House» — это всё тот же избитый «дом с приведениями», только не на твердой почве. И возможно для некоторых зрителей финальная точка окажется легким шоком. Хотя, по сути, конец и предполагал только два варианта – или/или, и режиссеры выбрали то, что логичнее в таких сюжетах, на их взгляд.
Вряд ли подобные фильмы (пара героев 90% времени на глубине) станут потоковой штамповкой, в силу специфичности постановки, так что в любом случае «Подводный дом» останется штучным кинопродуктом. Картина явно невыдающаяся, но, как минимум, любопытная. Элемент смысловой нагрузки в ней лишь один, что не стоит твоя жизнь высокого рейтинга на Ютубе, хотя вряд ли риск будет останавливать фанатичных блогеров, живущих ради славы в Сети. В конце концов рынок нас рассудит, и разбогатевшие «выжившие» всегда скажут, что «оно того стоило». Ну а оставшимся на дне просто не повезло.
Да, «Внутри» был фильм интересный, который я до сих пор помню, хотя смотрел один раз. С тех пор других фильмов дуэта не видел. Но этот заинтересовал, во многом благодаря заманчивому тексту) Думаю, может посмотреть? Хотя я мокументари не люблю, но раз этого тут не так много
Здесь псевдодокументалистика — один из элементов стиля, причем настолько ненавязчивый, что его можно вообще не воспринимать как таковой. Фильм вполне неплохой, и на создателей явно повлиял еще один известный хоррор, который я специально не упоминал, во избежание спойлера.