Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на хоррор «Странность» (The Strangeness, 1980)

 

Странность - кадр 1Настоящее кино не умирает. Оно может лежать под спудом более известных жанровых работ, но настанет час, и оно обязательно вернётся к ждущему его зрителю. В пору, когда monster movies переживают не лучшие времена, так что продюсеры оком Саурона высматривают всё окрест, что можно было бы воплотить в ремейк или рип-офф, другие деятели кино, вроде дистрибьютора «Code Red», дают вторую жизнь подзабытым образцам жанра, которых так не хватает в наше скудное на достойный хоррор время.
«Странность» была снята в 1980 году группой студентов кинематографического вуза за 25 тысяч долларов. Режиссёром стала девушка по имени Мелани Энн Филлипс, которая также выступила сосценаристом, сопродюсером, монтажёром и композитором, но первый дистрибьютор выкинул её саундтрек и добавил эмбиентные треки неизвестного автора, которые, тем не менее, весьма подходят картине. Монотонная электронная музыка напоминает работы композитора Джона Карпентера для своих фильмов, особенно его шедевр «Нечто» (1982), пусть там автором саунда выступил итальянский классик Эннио Морриконе, идеально скопировавший стиль Карпентера. С экранизацией повести Джона Кэмпбелла «Кто идёт?» (1938) эту постановку роднит невообразимый монстр. Кто знает, возможно, мастер спецэффектов Роб Боттин был знаком со съёмочной группой «Странности» и придумал не менее больное порождение сюрреалистической фантазии.
Конечно, авторы «Странности» не могли не испытать влияние «Чужого» Ридли Скотта и, может быть, рисунков Г. Р. Гигера. Ибо его стиль биомеханики прослеживается в концепции чудовища из заброшенной шахты. Авторы также закинули удочку в пруд мифологии Ховарда Лавкрафта и чуть не выловили там самого Ктулху. Ведь монстр из шахты – это такое же древнее божество, которому когда-то поклонялись индейцы и приносили ему человеческие жертвы. Шли годы, шахта закрылась, а истории о пропажах людей перешли в разряд мифов. Но, как и в произведениях Лавкрафта, древние легенды буквально вторгаются в жизнь цивилизованного мира. Среди персонажей даже есть писатель, мечтающий написать книгу о зловещей шахте. Прочие герои соблазнились деньгами, которые им обещал хитрый бизнесмен, мечтающий вновь открыть шахту и добывать золото.
Странность - кадр 2Съёмки большей части фильма проходили в гараже бабушки и дедушки Мелани, где она и её друзья по колледжу построили настоящие лабиринты, которые изображали шахту. И надо сказать, что при просмотре сложно догадаться об этом – авторы проделали большую работу, дабы выстроенные из подручных материалов тоннели выглядели реалистично. Для этого два оператора использовали фильтры – изображение порой напоминает причудливое освещение итальянских классиков хоррора Марио Бавы и Дарио Ардженто. Также они довольно умело вплетают в кадр мультипликацию, изображающую передвижение существа, представляющего собой нечто со щупальцами и с отверстием а-ля вагина на месте головы – Г. Р. Гигер оценил бы, ведь и головы Чужих напоминают пенисы.
Как и «Нечто» Карпентера, «Странность» вышла в неудачное время, точнее, не вышла, а лежала в закромах пять лет, пока не состоялась премьера в ФРГ (странно, что там, ведь цензура этой страны хорроры по сей день не жалует). К 1980-м гг. эра грайндхаусного кино подходила к своему завершению, а выпуск на vhs ещё не был распространён. Также у создателей, скорее всего, не было нужных связей, чтобы протолкнуть своё детище на кинорынок. Зато в середине 1980-х гг. мрачная фантазия «Странность» смотрелась на своём месте рядом с многочисленными экранизациями Ховарда Лавкрафта. А спустя десятилетия вернулась из небытия, получив прекрасное издание на DVD. В 2009 году было даже снято интервью с режиссёром, в котором она рассказала о создании этой любопытной вещицы. Увы, большинство членов съёмочной группы «Странности» в кино больше не работали, да и режиссёр сняла всего два фильма и поучаствовала в третьем в качестве монтажёра.
Сценарий фильма создавался прямо во время съёмок, что, возможно, наполнило постановку духом импровизации. Персонажи забавно препираются друг с другом и всячески развлекают зрителя остротами, а старый шахтёр Морган рассказывает писателю многочисленные истории о пропажах в этой шахте людей – всё это, вкупе с мрачной монотонной музыкой, хорошими декорациями и умелыми ракурсами, создаёт ощущение близкой угрозы. Повсюду полно проломов, остатков оборудования, а герои постепенно находят следы жизнедеятельности монстра – скелеты животных, а затем и людей. Существо не убивает свои жертвы, как другие монстры – оно их растворяет в кислоте, которую выделяет, а затем сжирает кровавую кашицу.
Конечно, откровенных сцен насилия в работе Филлипс нет – у неё было на руках всего 25 тысяч. Однако авторы компенсировали отсутствие денег хорошей прорисовкой персонажей – у каждого свой характер и свои взгляды на жизнь. Бизнесмен, например, типичный хищник капитализма, который готов взять на работу хоть монстра, если он ему принесёт деньги. Писатель – наивный очкарик, который живёт в мире фантазий, постоянно надоедая героям своими рассказами о будущей книге. В тоже время он добрый и жалеет даже капиталиста Хеммингса, которого ударил другой персонаж. Его жена Синди трогательно заботится о литераторе и развеивает миф о глупых блондинках.
Странность - кадр 3Актриса Терри Берлан очень красива, имеет наивно-беззащитный вид и легко изображает страх, отражающийся в её глубоких глазах, словно предвестие беды. Сцена, где она, не имея лампы, фотографирует пространство вокруг себя, на миг освещая его вспышкой, прекрасна в своей напряжённости. В будущем не раз другие режиссёры будут прибегать к этому приёму.
Любопытно, что год спустя был снят более известный хоррор о монстре в шахте «Буки» (1981), но он не имеет такого саспенса. Рассказы об индейском божестве заставляют зрителя ожидать встречи с чем-то невообразимым и создатели не обманывают эти ожидания, в меру своих сил придумав чудовище, максимально непохожее на существующих существ, так что родственники ему Нечто Роба Боттина и чудища из экранизаций Ховарда Лавкрафта.
Фильм вышел неидеальным, ввиду очень низкого бюджета, однако для студенческой работы это превосходное творение, которое не стоит пропускать поклонникам Лавкрафта и просто любителям атмосферного хоррора. Возможно, голливудские боссы даже сподобятся сделать ремейк, ведь «Странность» давно хорошо известна на Западе – на неё написаны десятки отзывов киноманами и критиками по всему миру.
Те, кто не смотрел эту работу, могут в любое время выключить свет и погрузиться в мир заброшенной шахты, стоящей на священной индейской земле, куда, словно в ад, спускается группа исследователей. Сейчас, по прошествии 40 лет после создания, когда нет в живых, возможно, никого из авторов, фильм кажется уютным ретро и способен подарить тревожные минуты всем, кто сумеет настроиться на волну неторопливого мрачного зрелища. Стоит лишь уловить атмосферу древней тайны, которая, словно лавкрафтианский Ктулху, готовится поглотить любопытных людей.

7,5

18. 09. 2021

Страница фильма в «КЛУБ-КРИКе»

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 1, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Отзыв на хоррор «Странность» (The Strangeness, 1980)

  • На самом деле, прочитав о подобном малоизвестном, но ярком хорроре, задумываешься, что какие бы потенциальные мировые хиты могли бы сделать его создатели, если бы их заметил крупный кинопродюсер. В наше время с этим стало чуть проще; целеустремленный и одаренный начинающий режиссер выкладывает свою короткометражку на Ютуб, и если в ней действительно «что-то есть», то новичка действительно могут заметить сильные мира сего. А могут и не заметить, тут тоже — как повезет. Но сам факт, что сейчас инструментов маркетинга стало больше. Но вместе с тем увеличилась и конкуренция. Многие хотят снимать и попасть в высшую лигу.

    • Андрей Волков

      Наверно, Альвареса так и заметил Сэм Рэйми, хотя он в Голливуде пока выше среднего уровня не поднялся)

Добавить комментарий для Андрей Волков Отменить ответ

  

  

− 5 = 3