Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

А судьи кто? — рецензия на фильм «Проклятие ведьмы» (The Reckoning, 2020 г.)

 

Проклятие ведьмы - кадр 1Обрушившаяся на «Проклятие ведьмы» критика традиционно связана с неоправданными ожиданиями. Ведь пиарилась картина через единственный медийный козырь, режиссера Нила Маршалла, в свое время получившего огромный кредит доверия за действительно выдающийся хоррор «Спуск». Но с тех пор уже прошло аж шестнадцать лет, и Маршалл успел поработать над многими проектами самого разного качества. Были технически крепкие, но художественно проходные «Судный день» и «Центурион», а были и хитовые сериалы «Игры престолов» и «Ганнибал», в которых правда Нил являлся лишь одним из постановщиков, а рулили процессом шоураннеры. Иначе говоря, Маршалл однозначно состоялся, как мастеровитый постановщик остросюжетного кино, но не достиг пьедестала гения триллера/хоррора. Отсюда и спрос с него должен быть невелик; да, многое знает и умеет, любит ужасы и разбирается в них, но не обладает уникальными способностями создавать жанровые шедевры. Впрочем, продюсерский штаб думает по-другому; каждый раз, когда Маршалл возвращается в большое кино, рекламную кампанию надо строить на его единственной бесспорной удаче (да-да, на «Спуске») и обещать публике результат идентичного качества. Так позиционировался перезапуск «Хеллбоя» (хотя конечно основной упор делался на культовости самого персонажа), и после его сокрушительного провала, следующий проект про чуму в Средневековой Англии, куда менее масштабный и амбициозный, опять рекламировался как «от режиссера…». Часть аудитории вновь поверила, что будет прям «ужас-ужас!» в лучшем смысле атмосферности и зверского экшена, а Маршалл взял да и снял псевдоисторический драматический триллер, посвященный всем несправедливо осужденным и казненным женщинам, признанных пособницами и любовницами Сатаны.

Проклятие ведьмы - кадр 2Итак, на дворе 1665 год, в Европе свирепствует смертельная болезнь, а правоохранительные органы ведут безостановочную охоту на ведьм, дабы показать свою значимость в борьбе со вселенским злом. Молодая фермерша Грейс только что потеряла мужа, умершего от чумы, и осталась с маленькой дочкой на руках. Местный землевладелец Сквайр требует от женщины исправно платить ренту, несмотря на ее горе и бедственное положение, параллельно намекая, что долг можно отдать и другим способом. Получив жесткий отказ по части совокупления, Сквайр публично обвиняет Грейс в колдовстве и способствует ее аресту. Теперь все ждут приезда судьи Моркрофта, знаменитого специалиста по расследованиям «дьявольщины», который должен во всём разобраться и вынести суровый, но справедливый приговор…

Проклятие ведьмы - кадр 3На самом деле Нил Маршалл остается верен себе, в первую очередь рассказывая интересную ему самому историю, а не пытаясь безостановочно пугать зрителей бессмысленными скримерами. В оригинале лента называется The Reckoning – Расплата, и для режиссера это мрачная фантазия о преступлении и наказании в антураже зараженного государства. Маршалл не создает глобальной картины эпидемии, а четкими микроэпизодами показывает, что смерть всегда рядом. С этой точки зрения «Проклятие ведьмы» сравнимо с советской «Сказкой странствий» Александра Митты, где ужас чумного города также передавался через отдельные кошмарные образы, без масштабных съемок повального мора. В то же время Маршалл снимает и эстетически красиво, совмещая прекрасное и ужасное. В этом тоже проявляется суть художественного замысла, ведь Грейс во всех поступках следует силе любви, изначально к живому мужу, а позднее – к светлой памяти о нем. Потом Грейс всеми силами защищает обожаемую дочку, а в своей главной схватке с царящей несправедливостью и терпя пытки Моркрофта, сражается во имя давно убитой матери, также признанной ведьмой, всё тем же безжалостным судьей. Отсюда и гламурный внешний вид Грейс, которая всё равно прекрасна, что бы с ней не делали, символизирующий красоту истины в противовес отвратной подлости, творимой «разумными» людьми. Возможно кто-то посчитает подобное вопиющим режиссерским проколом («Где последствия адских мучений? Почему она всё время как топ-модель???»), но хочется думать, что это намеренная постановочная стилистика, с вышеозвученным замыслом.

Проклятие ведьмы - кадр 4Конечно всё имеет свои реалистичные пределы, ибо в фильме есть эпизод, когда Грейс подвергают самому страшному истязанию, которое даже представлять себе невыносимо, не то что терпеть. Но и после сего шокирующего насилия над плотью, женщина по-прежнему жива, при здравом уме и твердой памяти. Но это уже скидка на псевдореализм повествования, которое всё равно является страшной сказкой для взрослых, а не серьезным исследованием исторических событий. Главное, что хорошо передан дух инквизиции английского разлива, когда так называемое «правосудие» вершится не ради следования божественным заповедям, а ради циничного устрашения для сохранения власти. Впрочем сам судья Моркрофт, в отличном исполнении Шона Пертуи, искренне верит в своё святое предназначение, таким образом являясь таким же покорным и безвольным оружием куда более могущественных сил. Поэтому «Проклятие ведьмы» — аллегория на любое бедствие, посланное свыше, которое власть имущие используют на благо собственных меркантильных целей, безжалостно уничтожая собственный народ и пропагандируя террор как божий промысел.

Проклятие ведьмы - кадр 5В фильме Маршалла достаточно визуальных и смысловых ужасов, хотя с позиции динамики может казаться, что картина состоит преимущественно из болтологии и галлюцинаций главной героини. Да, это не экшен-хоррор, как те же полнометражно-дебютные «Псы-воины» Маршалла, и конечно не «Спуск», практически идеальный с точки зрения баланса саспенса, смысловой нагрузки и клаустрофобной бойни. «The Reckoning» — кино классом ниже, но как мрачное средневековое зрелище, с качественной картинкой, фрагментарно шоковой жестью и универсальной идеей, что самые ужасные вещи на земле творят властелины из плоти и крови, а не мифические демоны, оно достойно внимания.

Страница фильма «Проклятие ведьмы» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 1, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария А судьи кто? — рецензия на фильм «Проклятие ведьмы» (The Reckoning, 2020 г.)

  • Эндрю Вулф

    Нил Маршалл талантливый режиссер. Все его фильмы по-своему интересны, а Спуск наверно лучший

    • Здесь в любом случае, когда смотришь «Проклятие ведьмы», понимаешь, что это КИНО, а не какая-то халтура, непонятно как и зачем снятая.

Добавить комментарий для Эндрю Вулф Отменить ответ

  

  

+ 40 = 43