Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Под Питером – разбор фильма «Атакан. Кровавая легенда» (2020 г.)

 

Атакан - кадр 1Говоря об отечественном кинохорроре наших дней, определенно стоит перестать выдавать ему авансы. Ну, типа «Мы же еще только учимся, жанр в России совсем не развит, у нас всё ещё впереди…». Пока не перестанем настолько снисходительно к сему относиться, русские жутики так и будут пребывать в зачаточном состоянии. А потенциал движения вверх конечно же есть. Но для прогресса каждый осуществленный проект стоит разбирать на детали, дабы понимать – что получилось, а что нет, и почему.

Атакан - кадр 2«Атакан» Александра Гришина оказался минимально смотрибельным, когда созерцание не вызывает дикого отвращения и всепоглощающего желания убежать от экрана, сломя голову. Есть сюжет, окутанный мрачной атмосферой, более-менее складное развитие, кульминация, и четкая концовка, отвечающая идее, что в настоящем фильме ужасов не может быть тотального сахарного хэппи-энда. Иначе говоря, формально хоррор-конструкция удовлетворительная, вот только ее реализация грешит слишком многими шероховатостями, часть которых однозначно можно было избежать.

Атакан - кадр 3В первую очередь похвальна основа рассказанной истории, взятая из родной легенды о дьявольском камне Атакане, погубившем нескольких строителей города на Неве. По древнем поверьям когда-то злополучный булыжник использовался в качестве алтаря для жертвоприношений, накопил в себе массу зловещей энергии и впоследствии обрушивал гибельную силу на всех, кто соприкасался с ним. Конечно данная байка по сути идентична множеству западных страшилок про проклятые артефакты, но всё же это исконно наш «мистический кошмар», а не искусственно пересаженный с американской земли на русскую. Подобным творческим путем идет самый коммерчески успешный отечественный хоррормейкер наших дней – Святослав Подгаевский, который при этом полностью строит режиссуру посредством иностранных приемов. В «Атакане» также чувствуются определённые заимствования, но главная проблема зрительского разочарования всё же не в них.

Атакан - кадр 4Ведь по сути, взятая «кровавая легенда» и не предполагала её глубокого культурологического исследования, дабы проект Гришина вылился в серьезную высокохудожественную картину. Изначально подразумевался адреналиновый ужастик, призванный брутально развлекать. А значит интерес к происходящему на экране должен основываться на стилистике подачи и (в идеале) на паре-тройке внезапных сюжетных поворотов. Бесспорно создатели картины всё это понимали, но выбрали провальный способ реализации.

Атакан - кадр 5Конечно все знатоки хоррора помнят о феноменальном успехе «Ведьмы из Блэр» 1999 года, при минимальных вложениях собравшей бешеные деньги в мировом прокате и задавшей многолетний кинематографический тренд под названием «хоррор-мокьюментари». С тех пор поджанр успел родить множество подражаний, почти полностью выдохнуться за несколько лет, и внезапно восстать из пепла с выходом «Паранормального явления» в 2007-м. И положа руку на сердце, страшную псевдодокументалистику нельзя считать секретом успеха, как таковым. Просто в удачный момент возникали креативные идеи и старательно реализовывались с максимальной степенью самобытности. А в наши дни уже крайне опрометчиво полагаться в качестве главной фишки на вусмерть заезженный художественный прием. Тем более, что Гришин и тут облегчил себе режиссерскую задачу, работая с «субъективным камерой» только когда это удачно ложилось на композицию сцены, а в остальном используя традиционную съемку. Таким образом у публики и близко нет полного погружения в «найденные пленки», а значит подобный прием при хаотично-фрагментарном использовании вообще теряет всякий смысл.

Атакан - кадр 6Следующая непростая и опасная, с точки зрения вероятного зрительского провала, задача – это развитие основного действия в темных катакомбах. Но видимо здесь творцы «Атакана» надеялись на повторение успеха «Парижа: Города мертвых» со схожей концепцией, окупившего себя многократно по итогам мировых сборов. Конечно Гришин вряд ли помышлял о вселенском прокате, но точно надеялся на маломальский успех дома, основываясь на предпосылках, что в русском кино почти нет хорроров ни в мокьюментари, ни в подземелье. Но проблема в том, что подобного было слишком много за рубежом, и зрителя уже не удивить лишь этими творческими атрибутами.

Атакан - кадр 7Вернемся к катакомбам. Ну здесь по закону жанра либо злобные твари (фантастические или реальные), либо приведения, либо помешательство заблудившихся героев, когда кто-нибудь из них неизбежно превратится в кровожадного душегуба. А попутно, вне зависимости от типа угрозы, скримеры, глюки, вопли и беготня в потемках. И с одной стороны темнота на руку создателям, с позиции дешевизны производства, так как кустарные спецэффекты и сложнопостановочные сцены маскируются тусклым освещением, но с другой — подобные хитрости работают против желаемой зрелищности хоррор-фильма. Здесь каждый творец, в зависимости от первостепенной задачи картины, как визуального произведения, решает вопрос по-своему, и Гришин, надо отдать должное, не погружал всё действие в спасительную тьму, сохраняя внятность изображения, когда того требовал конкретный эпизод.

Атакан - кадр 8По большому счету сценарий мог обоснованно позволить героям блуждать в потемках, лишь изредка освещая друг друга фонариками. Ведь фильм рассказывает о том, как группа студентов, во главе с институтским преподавателем, спустилась под Питер в поисках того самого пресловутого Атакана. Здесь даже не стоит анализировать – а почему всё происходит именно так, ибо фабула искусственна и логически условна. Просто учитель одержим тайной убийственного булыжника, об этом случайно узнает одна из его учениц, страдающая схожим бзиком. Эти безумные люди, ничего толком не зная о подземных городских коммуникациях, спускаются в тоннель, так как «где-то там» кагэбэшники проводили эксперименты с Атаканом. Зная, что из-за этого сгинуло множество людей, дилетантская экспедиция, в которую помимо маниакального препода и дотошной студентки набрались еще их друзья-товарищи, бесстрашно прёт в темень, а потом удивляется всевозможным бедам, возникающим в процессе дурацкого квеста. Впрочем это не критика проекта Гришина, просто констатация факта, что не стоит искать смысла в происходящем, а следует лишь довольствоваться банальными причинно-следственными связями.

Атакан - кадр 9Другое дело, что сняты ужасы без креативного огонька, когда всё слишком тускло, плоско и малосодержательно. Действие идет по накатанной; сначала бравада и веселье, затем всё возрастающие беспокойств и страх в антураже подземки, и, наконец, цепь насилия, о виновниках которого умолчим во избежание спойлеров. Но главное, что на фоне многочисленных подобных западных картин, в «Атакане» вообще не происходит ничего особенного, что хоть как бы выгодно отличало российский фильм. А за неимением ярких эпизодов бросается в глаза посредственная актерская игра, механически создаваемое напряжение, скучные диалоги и невыразительные экшен-хоррор-сцены. Какого-либо сногсшибательного секрета зрителю так и не откроется, а в итоге мы просто смотрим дежурный набор прогнозируемых эпизодов. Глазу, разуму и эмоциям буквально не за что зацепиться, и картина просто не работает ни по одному из своих технических и художественных параметров. Финальная точка, как было сказано выше, выдерживает критику, но в целом не спасает безжизненное кино, забываемое сразу после просмотра.

Атакан - кадр 10Подводя итог, к плюсам «Атакана» можно отнести родной сюжетный исток, несколько панорамных кадров Питера (на сюжет никак не влияют, но смотрятся красиво), профессионализм постановки хотя бы на уровне минимального градуса интереса, и вменяемую (хотя и неоригинальную) концовку. К минусам же – всё остальное; до одури стереотипное повествование, вообще не цепляющее мокьюментари, картонные персонажи, слабо выраженное Зло, тоскливый экшен и фактическая бессмысленность всего того, что мы увидели. Для подобного художественного замысла, и с учетом малого бюджета, стоило отыскать оригинальный драматургический и визуальный подход. На практике же российский зритель получил очередной плохой клон низкопробных иностранных жутиков, в свою очередь являющихся скверными подражаниями выдающихся жанровых лент.

Страница фильма «Атакан. Кровавая легенда» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

6 комментариев Под Питером – разбор фильма «Атакан. Кровавая легенда» (2020 г.)

  • Увы, главная слабость современного отечественного кинематографа — это стремление повторить западные кассовые фильмы так, как будто мы их ещё не видели. Слямзить и взять кассу на дурачка.

    Актёры здесь и там не играют, а передвигаются. Лица вообще не шевелятся, интонаций нет. Но там хотя бы спецэффекты есть. Актёры не хуже — но спецэффектов нет. Прокол.

    Засилье штампов и клише. Одинаковая сюжетная схема из фильма в фильм, из произведения в произведение. Касательно хоррора примерно такая: по коням! — ой-ё-ёй! — отскочить, взять палку — по коням! — хеппи-энда нет — задел на продолжение. Всё то же, но почему-то проще и примитивнее, хотя здесь спецэффекты не требуются. Прокол.

    Происходящее там для нас экзотика, как латиноамериканские сериалы в прошлом веке. У нас же берут галоши оттуда, называют их мокроступами, надевают на руки без носков и выходят на улицу дышать сухим морозным воздухом. Мокроступы же! По-нашему назвали! Прокол.

    Касательно хоррора там не стесняются эротики, расчленёнки и порнографии. Сексапильная девица как хочет, так и одевается, с кем хочет, с тем и кувыркается. Для неё это полностью естественно. Если её при этом порвали и порезали, то это тоже показали без купюр и стыдливого румянца на щёчках. А у нас? Титьки и жопа отдельно от лица и сюжета. Самим стыдно — но покажем. В щёлочку! И потрошить не будем, а то вдруг детям подсмотривать не дадут. Прокол, прокол.

    Вот честно, я от резинового ералаша «КостяНика. Время лета» и «Ведьма (Тихая)» Фёдорова больше удовольствия получил, чем от «Эпидемии» Костомарова. И титьки с насилием в сюжете и к месту, и актёры стараются, и сюжет цельный, и наше, и за душу берёт, и кладки зубастиков после титров нет. Даже жаль, что подростковая аудитория, не взрослая.

    • Игорь, а «Ведьма» же тоже вроде как подражание «Кэрри» Кинга, как я слышал? Или там всё же значительно больше русской самобытности?

      • maxcady
        Да, есть подражание Стивену Кингу и, особенно, его «Кэрри» как наиболее очевидное блеснение зрителя. В целом же ощущение, как от подростковой прозы Марины и Сергея Дяченко при проблематике «Чучела» Железникова, плюс христианские посылы на месте без сатанинского перевёртыша. Я не выкладывал здесь рецензию на «Ведьму (Тихую)»? Тогда отправляю на утверждение.

  • Эндрю Вулф

    Я даже не помню сколько ему поставил на КП. Фильм очень слабый, я половину только посмотрел. Особенно забавны катакомбы под Питером. Они там хде? Сразу видно, что Гришин Питер видел только в кино.

    • Да, от Питера в фильме — одно название. Если бы не пара красивых кадров в начале, о которых я упомянул в тексте, вообще было бы неясно — что это за город. Да и это вообще по ходу действия неважно, только с точки зрения привязке к конкретной легенде.

Добавить комментарий для Popov Igor Отменить ответ

  

  

5 × = 15