Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Болотная тварь — рецензия на дилогию «Крокодил-убийца» (Killer Crocodile, Killer Crocodile 2, 1989 г., 1990 г.)

 

Крокодил-убийца - кадр 1«Челюсти» Стивена Спилберга в свой время не только собрали безумное количество денег в мировом прокате и получили три «Оскара», но и перезапустили жанр «зоохоррор», когда во многих последующих «звероужасах» ощущалась их прямое влияние. Более того, отдельные продюсеры/режиссеры и не пытались скрывать, что работают четко под «Челюсти», копируя стилистические приемы. Одним из таких прямолинейных последователей стал итальянец Фабрицио Де Анджелис, выпустивший у себя на родине в 1989 году «Крокодила-убийцу». И в защиту Фабрицио от обвинений в творческом плагиате можно сказать, что европейский ремесленник отказался от нагнетания саспенса и атмосферы таинственности, сразу же показав своего монстра во всей красе, буквально на первых минутах фильма. По сути это был осмысленный ход, коль уж название картины полностью раскрывало её суть, и не было смысла играть с публикой в угадайки — «а кто же там скрывается в воде?». Так что челюсти здоровенного пресмыкающегося раскрывались буквально во весь экран перед зрителями… и горе-рыбаками в маленькой лодке, дальнейшая судьба которых осталась за кадром. Так что в ленте планомерно не было интриги «кто?», а суть дальнейших действий сводилось к «как?», говоря о способах пожирания жертв и их общем количестве.

Крокодил-убийца - кадр 2При полном игнорировании загадочности, Де Анджелис откровенно использовал пару козырных фишек «Челюстей», которые в оригинале как раз и работали на саспенс. Это саундтрек «приближения опасности» и субъективная съемка глазами животного. Причем Фабрицио явно был горд своим муляжом крокодила, получившимся реально впечатляющим, и хотел показывать его как можно чаще. Поэтому лишь один раз за хронометраж режиссер поиграет в псевдоневедение, во втором прологе до основного действия, показав гибель в воде от «чего-то там», а далее будет стабильно наслаждаться смачными сценами нападения «зубастика» на местных жителей и приезжих гостей. На последних, кстати, и базируется сюжет, где группа экологов исследует причину загрязнения реки в южном государстве и натыкается на «побочный эффект» радиоактивных отходов. Собственно в фильме так ни разу и не доказывается, что крокодил стал настолько огромным вследствие мутации, но подобное подразумевается. И герои разрываются между первоначальной задачей – собрать пробы воды, да убраться восвояси, и необходимостью как-то защитить население от зеленого людоеда.

Крокодил-убийца - кадр 3Формально картина выглядит очень простой; «вот крокодил, вот люди, кто кого?», но в то же время внезапно поднимает интересный вопрос, не свойственный большинству зоохорроров. Воочию осознав – насколько опасно животное, и потеряв одного из членов команды, экологи, как истинные защитники природы, горой встают на защиту крокодила, просто потому, что это живое существо, и к тому же возможно уникальное, учитывая его размеры. Иначе говоря, зверь не виноват в том, что просто хочет есть и уж тем более не несет ответственность за воздействие на него каких-то там химикатов. Пусть эта сюжетная концепция и не проходит красной чертой сквозь всю картину, но само ее наличие выделяет «Крокодила-убийцу» из себе подобных. Фактически действие вообще могло повернуть в другое русло, когда животное сошло бы с арены, а далее между собой боролись только люди за право на жизнь «брата нашего большего». Но зоохоррор есть зоохоррор, где главный монстр – не человек, и сюжет закономерно повернет в сторону битвы людей и крокодила, включая экологов, поменявших свою точку зрения.

Крокодил-убийца - кадр 4Визуально фильм крут, как с позиции 1989-го года, так и по сей день, когда вызывают умиление качественные натуралистичные эффекты, а не вездесущая компьютерная графика. В те годы никто не думал, да и не мог смоделировать крокодила на ЭВМ так, чтобы это выглядело хоть сколь-нибудь достоверно. И кукла действительно шикарная, которая точно не вызывает смех, а исправно выполняет функцию чудища из фильма ужасов, с которым шутки плохи. По мере приближения к финалу картинка становится все более фантастичной (крокодил явно выходит из берегов во всех смыслах и в одном из эпизодов принимает чуть ли не вертикальное положение), а персонажи все более пафосными, но по сравнению с современными многочисленными поделками про злобных зверушек выглядит олдскульным эталоном. Поэтому при всей очевидной творческой вторичности к легендарным «Челюстям», творение Де Анджелиса само стало легендой для целевой аудитории, пусть и куда меньшего масштаба.

Крокодил-убийца 2 - кадр 1Ну и в Италии законы сиквелов никто не отменял. Если первый фильм потенциальной многосерийки оказался коммерчески успешным, то не за горами и продолжение. Так буквально в том же году Фабрицио Де Анджелис освободил режиссерское кресло, ограничившись продюсерскими функциями, чтобы в 1990-м выпустить «Крокодила-убийцу 2». И если у Фабрицио на момент съемок оригинального зоохоррора за плечами было с десяток собственноручно поставленных фильмов, то у взявшегося за сиквел Джанетто Де Росси – лишь один. Впрочем и творческой сверхзадачи у него не было – всего лишь сделать смотрибельное развитие темы, не хуже начала хотя бы чисто технически. И Де Росси формально справился, вновь постращав публику огромным крокодилом, при этом уделяя минимум внимания фабуле повествования.

Крокодил-убийца 2 - кадр 2Ну так-то вроде всё складно; из яйца вылупился новый крокодил, быстренько вымахал до таких же исполинских размеров и также отправился кушать местный народ. В реку, перетекающую в болото, по-прежнему скидывают бочки с радиоактивными отходами, ну а новые отважные борцы за справедливость пытаются вывести «токсичную» мафию на чистую воду. То есть с точки зрения арены действия и исходных условий — вообще ничего не поменялось, и де-факто та же самая история нам рассказывается еще раз. Более того, с крокодилом вновь борются эколог и охотник из первой части, а поменялась разве что девушка, теперь уже в лице дотошной и сексапильной американской журналистки, желающий заполучить сенсацию.

Крокодил-убийца 2 - кадр 3Что характерно, «Крокодил-убийц 2» не работает по конвейерному голливудскому принципу; в сиквеле всё то же, но в два раза больше! Здесь экшена и ужасов примерно столько же, что и в первой части, то бишь сиквел создавался просто ради монетизации зашедшей зрителю темы, вообще не пытаясь поразить публику чем-то новым или хотя бы более масштабным. Условно возрос уровень жести (эпизод с поющими детьми в лодках), но чисто по осознанию происходящего, а не визуально. Добавилась эротическая сцена, чего вообще не было в оригинале, ну и крокодила показывали в крупных ракурсах может быть чуть-чуть больше, что, кстати, сработало против его реалистичности. В остальном же это калька с «Крокодил-убийца 1», из которой за ненадобностью исключили здравые мысли, хотя бы о неоднозначности решения об убийстве живого существа, каким бы злобным оно не было. Сиквел, он просто о том, как люди в очередной раз победили страшного зверя.

Крокодил-убийца 2 - кадр 4Как и следовало ожидать, больше продолжений не последовало; еще раз повторенный сюжет явно выдохся, а у зеленого переростка больше не было перспектив дальнейшего исправного шокирования. Впоследствии Фабрицио Де Анджелис еще много работал в кино, но больше не снимал фильмов ужасов, а постановщик сиквела Джанетто Де Росси так и вовсе отметился лишь одной картиной, также далекой от хоррора. Дилогия «Killer Crocodile» осталась в истории жанра как пример сюжетно и технически вменяемого зоохоррора в первой части и сугубо номинального, а по сути – ненужного, во второй.

Страница фильма «Крокодил-убийца» в КЛУБ-КРИКе

Страница фильма «Крокодил-убийца 2» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Болотная тварь — рецензия на дилогию «Крокодил-убийца» (Killer Crocodile, Killer Crocodile 2, 1989 г., 1990 г.)

  • JerseyDevil JerseyDevil

    Видел их оба. Тот случай, когда в общем-то интересная задумка с достаточно хорошим визуалом (спецэффекты, операторская работа, аниматроника, кровавый грим т.д.) пострадали от откровенно никакой работы режиссёров. Что первый , что второй фильмы поставлены явно спустя рукава и так, будто бы режиссёров заставляли снимать, приставив дуло пистолета к виску. Ни нормального саспенса, ни какой-никакой демонстрации дикой природы, ни какой даже самой маленькой попытки придать работе драйва.

    Если хотите толковый олдскульный фильм про крокодила-убийцу, очень рекомендую обратить внимание на австралийскую ленту «Век невежества», вот там вышло очень толково и интересно, а под конец, фильм даже показал мозги, выдав несколько интересных идей на тему взаимоотношения человека с природой.

    https://www.imdb.com/title/tt0092830/

    • JerseyDevil, спасибо за рекомендацию, вы уже второй, кто советует мне «Век невежества» / «Темные времена». Дополнительно мотивирует участием там молодого Джона Джэррэта, маньяка из «Волчьей ямы».

      А текст на «Крокодила-убийцу» стал тем несвойственным для меня форматом, когда я решил написать сразу на два части в одной рецензии, как раз в силу отсутствия значимой художественной ценности каждого из фильмов в отдельности. Но тем не менее я удивился, работая над текстом, что за всё время существования Клуба никто из авторов про него ничего не писал. Всё-таки обзоров старых картин у нас по совокупности очень много, а вот «Крокодила-убийцу» до сих пор никто не затрагивал.

  • Эндрю Вулф

    Видел в детстве. Уже плохо помню. Я гораздо лучше запомнил дилогию про аллигатора из США. Первая часть, поставленная Льюисом Тигом, вполне хороша.

    • У нас, кстати, и на дилогию про аллигатора в Клубе отзывов нет… Помню, первую часть «Аллигатора» я в детстве посмотрел в кино чисто случайно. Пришли с отцом на какой-то другой фильм, перед самым показом объявили, что по техническим причинам заявленной картины не будет, а вместо нее покажут «Аллигатора» )) И помню, что мне офигенно понравилось. Вторую часть уже смотрел позднее дома на видеокассете.

Добавить комментарий

  

  

2 + 7 =