Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Адова дыра — рецензия на фильм «Кольская сверхглубокая» (2020 г.)

 

Кольская сверхглубокая - кадр 1В первой трети просмотра «Кольской сверхглубокой» искренне начинаешь думать, что в России нашли национальную идею хоррора. Конечно мысли такие приходят неспроста, а под влиянием еще двух отечественных новинок, вышедших в 2020-м в стилистике ретро-кошмара времен СССР. Во-первых «Спутник» Егора Абраменко с Федоровым, Акиньшиной и Бондарчуком, неожиданно оказался сносным фантастическим триллером, который по совокупности благосклонно приняли не только российские зрители, но и американские (лента на некоторое время стала хитом на iTunes). А во-вторых телесериал «Перевал Дятлова», который конечно не фильм ужасов, но мрачный детектив с элементами жутковатой мистики, и если и вызывающий противоречивые впечатления, то всё равно с признанием высокого качества постановки.

Кольская сверхглубокая - кадр 2Казалось бы, вот они — творческие удачи в концепте «советско-союзного ужастика», когда реконструкция недавнего прошлого распавшейся страны переплелась с чужеродными мотивами пришельцев, зомби, призраков и прочей зарубежной нечисти. Но на примере свежеиспеченной «Кольской…» оказалось, что упомянутые успехи фрагментарны, и определенный антураж не гарантирует овации. Понятно, что «это и так понятно», но все же радужные надежды относительно «…сверхглубокой» были, в том числе из-за режиссера. Арсений Сюхин в 2016-м снял впечатляющий маленький «Переход», где за 7 минут не было рассказано какой-то очуменной истории, но была чумовая атмосфера саспенса и сверхъестественного кошмара. И конечно хотелось, чтобы авторский стиль реализовался и в полном метре, но уже с внятным сценарием и более масштабными съемками. И вот оно, большое творение Сюхина, где зрителю предстоит погрузиться в леденящий кровь ужас не баснословной глубине. Но будет ли публике реально страшно?

Кольская сверхглубокая - кадр 3Художественно-реалистичная основа располагала к тому, чтобы получилась «жуть жуткая». Ведь Кольская сверхглубокая скважина — не фантазия сценаристов, а самая настоящая горная выработка в Мурманской области, и действительно беспрецедентного размера, занесенная в книгу рекордов Гиннесса. Конечно подобный объект был создан не для съемок всяких ужастиков в будущем, а для глобальных исследований земной коры. Бурение продолжалось с 1970-го по 1994-й год, и в итоге ее глубина превысила 12 километров. Работы были прекращены в связи с серией аварий, вполне объяснимых вследствие сложной технической специфики процесса. Но конечно подобный революционным многолетний спуск под землю породил разнообразные страшные гипотезы. Ведь человечество пыталось проникнуть туда, куда матушка-природа и не думала его допускать, и типа встретила людишек во всеоружии. Вместо открытия тайн мироздания, «человеки» получили «глас из преисподней!!!» — жуткие вопли мучений и боли в адской жаре, под стать сковороде, на которой жарятся грешники. Об этом писала международная бульварная пресса, заявляя, что опирается на «авторитетные научные факты», но единственный факт заключался в том, что это полный «фэйк-ньюс», говоря современным языком. Тем не менее, на уровне «городской легенды» это был привлекательный материал для создания фантастического ужастика. И в XXI веке российские кинематографисты, раздобыв 125 миллионов рублей, приступили к съемкам ответки голливудской классике, такой как «Нечто» Карпентера и «Чужой» Скотта, а заодно боди-хоррорному творчеству Дэвида Кроненберга.

Кольская сверхглубокая - кадр 4На самом деле при просмотре чувствуется, какая большая работа была проделана, что вызывает бесспорное уважение. Декорации, спецэффекты, грим, различные техники пугания зрителя – всё это безусловно присутствует и местами работает как надо. НО, то, что действенно по отдельности, печально не сложилось в единую картину. С одной стороны в этом виноват и традиционно балабольский пиар, обещающий «НУ ПРЯМ ТАКОЕ!», когда кино по факту более чем скромное, несмотря на большие производственные затраты. А с другой ответственность за результат несут сами создатели, развесившие в экспозиции «чеховские ружья», которые либо вообще не выстрелили, либо пытались, но дали осечки. Так фильм начинается с драмы главной героини, которая будучи ученым-эпидемиологом, допустила смерть коллеги во имя науки, испытавшим на себе экспериментальную вакцину. Естественно чувство вины определяет дальнейшие поступки Анны, особенно в дилемме «важнее жизни людей или приказ Коммунистической Партии Советского Союза?», но… уберите пролог, и в фильме ровным счетом ничего не изменится. Но куда более серьезный обман зрительских ожиданий, это отправка подразделения десантников в Кольскую сверхглубокую, дабы разобраться с любой угрозой, которая будет мешать работе ученых. Видя «голубые береты» с автоматами Калашникова, предвкушаешь крутой замес «спецназ против адских чудищ!», как в «Чужих», «Обители зла», «DOOM», а по факту вы вообще не увидите хоть какого-то внятного милитаристского экшена. Солдаты сгинут во тьме, из которой до зрителя донесется лишь редкая стрельба и предсмертные крики.

Кольская сверхглубокая - кадр 5В целом художественное решение картины – это не живописная бойня с нечистью, а параноидально-психологический триллер, с редкими элементами визуального хоррора. В этом конечно нет ничего плохого, тем более что упомянутая короткометражка Сюхина «Переход» была по сути такой же. Но от 125-миллионного фильма по определению ждут гораздо более выразительного зрелища, и если не ураганной боёвки, то как минимум захватывающих сюжетных поворотов и выверенной динамики. В действительности же, бодро начавшись, лента быстро превращается в тягучий кисель из медленных действий, унылой атмосферы, неоправданно длинных смысловых топтаний на месте и крайне блеклого визуального хоррора. В плюс можно поставить эффектную работу со звуком, но тут же в минус – слитую зрелищность, ибо в кино – это в первую очередь картинка, а саунд – важный, но вспомогательный элемент.

Кольская сверхглубокая - кадр 6Блуждания в потемках, депрессия, внезапно пафосные поступки и смысловые несуразности (тот, кто должен по сценарию дойти до финала, не сгорит, не обгорит и даже не вспотеет) – вот совокупность происходящего в «Кольской сверхглубокой». Рваный ритм повествования, недостаток экшена, манекенные характеры и отсутствие новаторских идей заставляют воспринимать картину как неудачный аттракцион. В том же «Перевале Дятлова» была крепкая драматургия и изящная стилизация под советское черно-белое кино. В «Спутнике» присутствовала хорошая динамика, гармонично совмещавшая диалоги с активными действиями и ужасами. В «Кольской…» же всё посредственно и безлико, пусть и элементы боди-хоррора неплохи, но их слишком мало на почти двухчасовой хронометраж, чтобы перевесить минусы постановки. Не хочется однозначно хоронить творение Сюхина, так как все же чувствуются творческие старания сделать хорошо, но по факту зритель оценивает лишь неудовлетворительный конечный результат. В целом российских хорроров становится все больше, а значит увеличится количество и удачных образцов, но конкретно «Кольская сверхглубокая» — вновь пример лишь попытки, а не зрелой жанровой картины.

Страница фильма «Кольская сверхглубокая» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Адова дыра — рецензия на фильм «Кольская сверхглубокая» (2020 г.)

  • Эндрю Вулф

    Я понял, что от наших хорроров надо держаться подальше. В 90% это такая фигня, что сложно описать.

    • Пока в российском хорроре по-прежнему интересны именно короткометражки, с большим метром в большинстве случаем действительно всё туго…

  • Пегий пес Александр Пегий пес Александр

    Смотря эти хорроры со сто миллионными бюджетами еще раз убеждаюсь истина в коротком метре и даже в скромном бюджете и внятном сюжете. Вот и авторы данного фильма лучше бы не мудруствуя сделали бы безумное мочило ей Богу вместо невнятных блужданий во тьме и сюжета рванного как слоеный пирог.

Добавить комментарий для Эндрю Вулф Отменить ответ

  

  

− 7 = 1