Представьте себе — вас двое. Вы на маленьком острове на котором кроме Маяка, домика и сарая ничего нет. Вокруг — бесконечный океан, вечная сырость и крики чаек. Один из вас — старый алкаш, который вечно всем недоволен и заставляет заниматься откровенно грязной и ненужной работой. А вы же пытаетесь просто отработать смену (4 недели!) и не сойти с ума в этом безумии. А ещё у вас сомнительное прошлое (убийство, психоз), плюс по ночам мучают кошмары. А ещё и провианта осталось немного, а из напитков только… алкоголь. Что будет дальше?
Без шуток, но этот фильм мне напомнил известный шедевр «Зелёный слоник», который действовал по той же схеме, что и фильм. Два героя, один — шизоид/неадекват, другой буйный, но вроде бы нормальный; вокруг — больной абсурд, который давит на нервы. Шутка шуткой, но фильм постепенно становится всё мрачнее, а герои претерпевают неприятные изменения, окончательно теряют связь с реальностью и превращаются в чудовищ. Только если в «Слонике» порхала идея об армейских кошмарах (этот как у Гашека, только наоборот), то здесь — чистая мистика, приправленная Лавкрафтом. Злые чайки, русалки, трупы в океане, тентакли — при виде них никогда не понятно, реально это или нет, ну а фильм и не пытается отвечать на эти вопросы. Важно другое — все сходят с ума, но каждый по разному.
Этим фильм и подкупает — погружением в безумие. Поначалу всё предстаёт в более-менее реалистичном свете, но постепенно сюжет становится всё более и более абсурдным, а в конце и вовсе рвёт в клочья хоть какие-то намёки на логику. А при пересмотре, напротив, становится интересно найти ту грань, когда нормальный человек превращается в психопата.
Сыграла свою роль и атмосфера: серость, отчуждённость, одиночество. А самое главное — неизвестность, которая льётся отовсюду. Реален ли остров? Реален ли мир? Реальны ли герои? Ответов нет, кроме наших догадок. Прибавьте к этому убедительную актёрскую игру Паттисона (без преувеличения, но это лучшая его роль) и Дефо, отсутствие хоть какого-то саундтрека (слушайте крики чаек, шум волн и вой трансформатора) и отсылки на мифы.
«Маяк» — отличная иллюстрация безумия и мистики, которая с головой погружает в этот страшный и серый мир, откуда нет выхода. Смотреть и пересматривать можно бесконечно — может быть, откроется новая сюжетная грань?
Отличный авторский фильм, но реально совсем «не для всех»!
Много слышал восторженных отзывов. Я видел «Ведьму» — мне она очень понравилась. Надо и «Маяк» как-нибудь посмотреть.